Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Почему те, у кого живы родители, выходят из синагоги во время молитвы Изкор?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Изкор, особая поминальная молитва за возвышение душ усопших, читается в синагоге четыре раза в год: в последний день Песаха, во второй день Шавуот, в Шмини Ацерет и в Йом Кипур. Существует обычай,1 согласно которому люди, чьи родители еще живы, покидают молельный зал на те 10-15 минут, в течение которых читается Изкор.

В чем причины этого обычая?

Сглаз

Во многих источниках сказано, что молящиеся, чьи родители живы, выходят для того, чтобы не вызывать зависти со стороны тех, кто родителей потерял, и не навлечь на себя этим айин а-ра (сглаз).2 Это напоминает историю, приведенную  в Талмуде, о человеке, который в разговоре упомянул одному сироте, что оба его родителя еще живы. Сирота позавидовал и посмотрел на того человека со злом в сердце, в результате чего оба родителя того человека в скором времени скончались.3

Сила слов

Талмуд рассказывает, что Бог «заключил завет с силой слов», наделив речь особенной силой воздействия на мир, приводящей к изменениям. В свете этого существует опасение, что, если те, у кого есть родители, останутся в эти минуты в синагоге, они могут случайно сказать Изкор или его часть, что может быть расценено Небесами как потребность в прочтении такой молитвы.4

И даже если бы они не стали читать Изкор, но просто находились в молельном зале и слышали его текст, это так же могло бы возыметь подобные последствия.5

Единство

Обычно ожидается, что во время групповых молитв к их чтению присоединяются все находящиеся в синагоге, чтобы не создавалось впечатление, что отдельные люди, читающие в этот момент что-то свое, принадлежат к какой-либо другой общине или не поддерживают правильность произнесения данных молитв.6

Кроме того, считается, что когда евреи молятся вместе, их молитвы имеют бОльшую силу, и не присоединиться к общине в момент общественной молитвы подобно отделению себя от народа Израиля и нежеланию его поддерживать. А поскольку очевидно, что те, чьи родители живы, не хотят произносить Изкор вместе с остальными членами общины, им лучше всего покинуть молельный зал, оставив присутствующим возможность помолиться с ощущением полной сплоченности.

Тезки

Нередко детей называют в честь их бабушек, дедушек или других родственников. Из-за этого вполне может сложиться так, что если вся община останется в синагоге во время Изкор и кто-то упомянет имя своего усопшего родителя, весьма вероятно, что в зале будет присутствовать один из его потомков с таким же именем. В иудаизме принята тенденция «не открывать рот для негатива»7— то есть не произносить слова, которые могут быть истолкованы как негативные, чтобы они не материализовались.8

Радость праздника

Есть еще одна причина, по которой тем, у кого живы родители, может быть проблематично оставаться в молельном зале.

Согласно Галахе, еврейскому закону, вся община без исключения не читает молитву Ав ха-Рахамим (в которой упоминаются души усопших) в обычный Шабат, если в синагоге присутствуют новобрачные. А поскольку мы должны радоваться счастливым событиям, происходящим в среде нашего народа, в данном случае нам не стоит преуменьшать их веселье чем-либо, что может вызвать грусть.

Кроме того, Изкор может ослабить радость, которую мы должны испытывать во время праздников.9 Конечно, тем, чьи родители скончались, чтение Изкор дает определенное чувство облегчения в том, что они могут сделать что-то для возвышения душ усопших. Поэтому им разрешено читать Изкор, ведь для них это не выражение грусти и печали, а в чем-то даже наоборот. Однако всем тем, у кого нет этого момента облегчения, наоборот, заповедано в праздники радоваться.10

Так пусть же все мы уже в скором времени удостоимся заслужить день, когда Всевышний раз и навсегда сотрет наши слезы, когда после прихода Машиаха благодаря воскрешению мертвых мы воссоединимся со своими близкими!


Сноски

  1. Среди ашкеназских евреев.
  2. Керем Шломо, т. 1, 84а; Шаарей Эфраим, Шаар 10 в Питхей Шеарим 35; см. также Шулхан Менахем, т. 2, стр. 251.
  3. Талмуд, Йевамот, 106а.
  4. Лашон Хахамим, 24; Тосфот Хаим на Хайе Адам, Хилхот Шабат, 7:21.
  5. Оцар Коль Минхагей Йешурун, 71:27.
  6. См. Талмуд, Брахот, 20б.
  7. Букв “Сатан”.
  8. Оцар Коль Минхагей Йешурун, 71:27.
  9. На первый взгляд это объяснение может не относиться к дню Йом Кипур, который, хоть и является самым важным и святым днем еврейского года, но связан с судом и постом. Однако на самом деле, во-первых, Йом Кипур нередко выпадает на Шабат, и в этом случае упомянутая причина несомненно применима. Во-вторых, в Галахе существует концепция, согласно которой, если некая причина применима к большинству ситуаций, мы не делаем различий, чтобы люди не запутались. См. Респонсу Циц Элиезер, 12:39.
  10. Левуш Мордехай, введение в комментарий к Бава Кама; Оцр Диним у-Минхагим, ха-Зкорат Нешамот; Респонса Циц Элиезер, 12:39.
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому