в ,

Рав Исер Залман Мельцер

рав Исер Залман Мельцер
image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Раби Исер-Залман Мельцер (5630-5714 /1870-1953/ гг.) – выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения.

Детство и юношество

Родился в белорусском городке Мире.

В течение семи лет учился в Воложинской ешиве, где прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Мира». Он был ближайшим учеником одного из ведущих преподавателей ешивы р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера).

В дальнейшем он продолжил свое образование в ешиве р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), в городке Радине.

Занимался также в доме учения г. Кельма под руководством одного из основателей этического движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма).

Туберкулез

Вскоре после своей помолвки с дочерью известного знатока Торы и богача из Ковно (Каунаса) р. Шраги Франка, Исер-Залман заболел туберкулезом. Он был вынужден оставить ешиву и вернуться в дом родителей, в Мир. Некоторое время спустя в Мире вспыхнул большой пожар, уничтоживший множество домов, и смертельно больной юноша оказался без крова над головой. Временно поселившись на соседнем хуторе, где его приютили сердобольные люди, Исер-Залман отправил родным невесты письмо. Он извещал, что в связи со сразившей его болезнью, считает невесту свободной от своих обязательств. В ответном письме родственники невесты пригласили его к себе в Ковно, где, по их словам, было «много знаменитых врачей, которые смогут ему помочь».

В Ковно родственники невесты начали лечить его за свой счет, но при этом они настаивали, чтобы девушка отказалась от брака с ним – ведь лечащие врачи с уверенностью сказали им, что юноша не проживет больше года. Однако юная невеста Бейла-Гинда рассуждала иначе: она считала, что именно сейчас, когда жених находится в таком трагическом положении, ему особенно нужна ее поддержка и помощь. Она надеялась, что благодаря ее любви и заботам, Исер-Залман сможет поправиться и, дай Б-г, проживет еще долгие годы. И поскольку родные наотрез отказывались устраивать свадьбу, девушка отправилась за советом к Хафец Хаиму, главе поколения, слово которого было для всех богобоязненных евреев законом.

Хафец Хаим - большой праведник и мудрец Торы
Хафец Хаим — большой праведник и мудрец Торы

Прежде всего Хафец Хаим спросил у нее про мнение врачей, а затем сказал: «Есть люди, здоровые от природы, а есть люди, которым долголетие даруется». Ободренная его словами, Бейла-Гинда приняла окончательное решение. Через некоторое время после свадьбы р. Исер-Залман поправился (Маасей авотейну, Ки теце).

В Ковно

Поселившись в Ковно, р. Исер-Залман занимался в хавруте (паре) со своим старшим другом р. Моше-Мордехаем Эпштейном (Левуш Мордехай); их объединяли и семейные связи – они были женаты на родных сестрах.

В 5654 /1894/ году р. Эпштейн и р. Мельцер, которому тогда едва исполнилось двадцать четыре года, стали ведущими преподавателями ешивы в Слободке, пригороде Ковно. Эта ешива, основанная р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки), приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы.

В Слуцке

Слуцк

Три года спустя р. Финкель открыл филиал своей ешивы в г. Слуцке и поставил во главе его р. Мельцера. С течением времени слуцкая ешива обрела самостоятельность и высочайший авторитет в еврейском мире – в ней обучались сотни юношей со всего литовского края и Белоруссии. Одним из ближайших учеников р. Мельцера был юный Арье Левин (реб Арье) – в будущем прославленный «праведник Йерушалаима».

В 5663 /1903/ году, после отъезда главного раввина Слуцка р. Яакова-Давида Виловского (Ридбаза) в США, р. Мельцер сменил его во главе городской общины.

Раби Аарон Котлер

В 5674 /1914/ году его зятем стал один из самых одаренных учеников ешивы в Слободке р. Аарон Котлер – переехав в Слуцк, р. Котлер активно помогал тестю в руководстве ешивой.

В 5681 /1921/ году, после победы большевиков, объявивших преподавание Торы политическим преступлением, р. Мельцер перевел ешиву в польский город Клецк. В этот период его ближайшим учеником был Элазар-Менахем-Ман Шах – позднее они породнились: р. Шах женился на племяннице своего наставника, Гитл.

В 5683 /1923/ году р. Мельцер посетил Вену, где участвовал в работе очередного конгресса всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля). Он был избран в руководящий орган этой конфедерации – Моэцет гдолей Тора (Совет выдающихся знатоков Торы).

На Святой Земле

Эц Хаим

В 5685 /1925/ году р. Мельцер переселился в Землю Израиля. Обосновавшись в Йерушалаиме, он возглавил старейшую ашкеназскую ешиву святого города – Эц хаим, основанную еще в 5615 /1855/ году р. Шмуэлем из Саланта. Р. Мельцер придал этой ешиве духовный облик, свойственный прославленным литовским ешивам, связанным с этическим направлением Мусар, – таким, как Слободка, Телз или Слуцк-Клецк.

Эвен а-эзель

В 5695 /1935/ году р. Мельцер выпустил в свет первый том своего капитального комментария на алахический кодекс Рамбама  Мишнэ Тора (Повторение Торы). Этот комментарий, получивший название Эвен аэзель (Указательный камень), он составил на материале своих уроков в ешивах.

Его комментарий, составляющий семь объемных томов, широко изучается знатоками Торы и используется в качестве авторитетного источника для установления законодательных норм.

Последний период жизни

В последний период жизни р. Мельцер был избран на пост наси (председателя) Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) Агудат Исраэль. В качестве руководителя этой всемирной организации он сумел многое сделать для развертывания на Земле Израиля и в диаспоре сети школ и ешив Хинух ацмаи – независимой системы образования харедимного еврейства Земли Израиля.

Р. Мельцер обладал обостренной интуицией, граничащей с ясновидением, и множество людей приходило к нему за советом в самых разных областях жизни.

Одному иерусалимскому еврею врачи назначили опасную операцию. Прежде чем решиться на операцию, он направился к р. Мельцеру. Выслушав его рассказ, р. Мельцер сказал, что, с его точки зрения, операция не нужна – достаточно сделать определенную физиотерапевтическую процедуру, и проблема разрешится сама собой. Еврей вернулся в больницу и передал совет р. Мельцера тому профессору, который вынес решение об операции. Врачи встретили его слова смехом. Они начали убеждать больного, что альтернативы у него нет, – отказываясь от операции, он становится виновником своей гибели.

«Слово р. Мельцера для меня свято, – убежденно сказал больной. – Если вы не хотите делать мне указанную им процедуру, я пошел домой».

Тронутые детской наивностью пациента, врачи направили его в процедурный кабинет. Каково же было их изумление, когда после несложной терапевтической процедуры в организме больного произошли целительные изменения, отменяющие необходимость любого хирургического вмешательства (Маасей авотейну, Ваера).

Р. Мельцер унаследовал от своих наставников редкостную честность и порядочность, подобную абсолютному музыкальному слуху, – его совесть не могла смириться с малейшей фальшью.

Особенную щепетильность и пунктуальность он проявлял в денежных делах. Однажды, уже в последние годы жизни, возвратившись домой из миквы в сопровождении ученика, он вдруг снова заспешил в микву. На расспросы домашних он объяснил, что уже дома вспомнил: раздеваясь в микве, он положил свою шляпу в свободный шкафчик, расположенный рядом с тем, в который он повесил остальную одежду, – а ведь заплатил он только за один шкафчик. Родные начали убеждать его, что, поскольку вокруг, как обычно в такой час дня, было множество пустых шкафчиков, он не причинил владельцу миквы никакого ущерба. В конце концов, когда стало ясно, что р. Мельцер несгибаем в своем намерении, ученик вызвался отнести деньги в микву от его имени. «Воспользовавшись вторым шкафом и не заплатив за него, я преступил запрет воровства, – пояснил ему р. Мельцер, – и закон требует, чтобы вор не только возвратил краденное, но и попросил прощение у потерпевшего. Поэтому мне необходимо самому поговорить с хозяином миквы». И хотя ходьба уже давалась ему с большим трудом, р. Мельцер, опираясь на палку, направился в микву (там же, Шофтим).

Р. Исер-Залман Мельцер умер в Йерушалаиме десятого кислева 5714 /1953/ года, на восемьдесят четвертом году жизни.

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Бог. Ключи к пониманию еврейской концепции

Не противоречит ли абсолютное знание Творца свободе выбора?