Рабби Моше-Хаим бар Яаков-Хай Луцато (Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747/ гг.) – один из величайших знатоков сокровенного учения, автор книги Месилат йешарим (Путь праведных).

Детство и юношество

Родился в итальянском городе Падуе в семье преуспевающего торговца шелком. Получил широкое образование – наряду со святым языком Торы и арамейским языком, на котором написаны Талмуд и Зоар, владел древнегреческим и латынью, а также разговорными языками: французским и итальянским.

Изучал Тору в Падуе, в ешиве, возглавляемой р. Йешаей Басаном. В ранней юности начал изучать каббалу и уже к четырнадцати годам понимал и помнил наизусть многие книги р. Хаима Виталя, отразившие учение р. Ицхака Лурии (Аризаля).

Когда р. Йешая Басан покинул Падую, став раввином города Реджо, руководство ешивой легло на плечи юного р. Моше-Хаима Луцато. Объединив вокруг себя около десятка наиболее способных знатоков Торы, многие из которых были гораздо старше, чем он, р. Моше-Хаим создал Хеврат мевакшей Ашем (Общество стремящихся к Б-гу) – здесь под его руководством изучали святую книгу Зоар и другие источники сокровенных знаний.

Открытие ангела-вестника

Свиток Торы, который написал Рамхаль в Ако. Википедия

В месяце сиван 5487 /1727/ года, когда Рамхалю (аббревиатура имени р. Моше-Хаим Луцато) было всего двадцать лет, ему впервые открылся малах амагид (ангел-вестник), который обучал его тайнам Торы. Причем небесный посланник приходил к нему и тогда, когда он был в кругу учеников. В таких случаях Рамхаль падал ниц и внимал, а затем записывал услышанное, стремительно заполняя многочисленные листы бумаги – без пауз и размышлений, как будто кто-то невидимый водил его рукой.

Подозрение в принадлежности к мессианоской секте

Вместе с восторженными письмами учеников, слава о выдающемся каббалисте быстро распространилась по общинам Европы. Одно из таких писем попало к знаменитому иерусалимскому раввину р. Моше Хагизу, живущему в тот период на севере Европы, в г. Альтоне (пригороде Гамбурга). Р. Моше Хагиз заподозрил, что юный каббалист из Италии относится к тайным адептам какой-либо мессианской секты, – ведь после событий, связанных с лжемашиахом Шабтаем Цви и его юным «пророком» Натаном из Газы, раннее увлечение каббалой воспринималось особенно настороженно. Р. Моше Хагиз обратился с посланием к руководителям венецианской общины, призывая их «вырвать этот корень, пока не разразилась беда».

В письме к р. Моше Хагизу Рамхаль сам ответил на его обвинения: «Перед лицом всего народа я заявляю, что не грешу тайно и не придерживаюсь нечестивого учения… Я не пророк и не сын пророка». Отметая упреки в том, что нельзя изучать каббалу в столь юном возрасте и, тем более, вне Святой Земли, Рамхаль указывал, что юному Аризалю малах амагид открылся в Египте, а юному р. Йосефу Каро – в Турции.

На защиту Рамхаля решительно встали его наставник р. Йешая Басан и выдающийся законовед р. Ицхак Ламфаронти. И тем не менее, несмотря на все возражения и доказательства, Рамхалю было запрещено публиковать свои сочинения и в дальнейшем писать что-либо, связанное с изучением каббалы.

Но Рамхаль не смог оторваться от источника высшей мудрости: в период с 5490 /1730/ по 5495 /1735/ года он написал более сорока новых книг. Когда об этом стало известно, раввинский суд Венеции наложил на него херем (отлучение от общины).

Переезд в Амстердам

В 5495 /1735/ году ему пришлось оставить Италию: некоторое время он провел во Франкфурте на Майне, а затем поселился в Амстердаме. Здесь Рамхаль зарабатывал на хлеб шлифованием оптических линз, а все свободное от ремесла время посвящал занятиям Торой.

Месилат Ешарим

Месилат Ешарим

В 5500 /1740/ году в Амстердаме вышла в свет его книга Месилат йешарим (Путь праведных), посвященная вопросам еврейской этики.

Когда книга Месилат йешарим вышла в свет, Рамхалю было тридцать три года. Два года спустя, в 5502 /1742/ году, в амстердамской типографии был издан и его алахический трактат Дерех твунот (Путем разума), в котором исследуются основные принципы и законы построения талмудической дискуссии.

Переезд в Израиль

Синагога Рамхаля в Ако

А еще через год тридцатишестилетний Рамхаль покинул Европу – в 5503 /1743/ году он, вместе с женой и сыном, поднялся в Землю Израиля. Он побывал в Иерусалиме, но для жительства избрал портовый город Акко, где несколькими веками ранее располагались знаменитые ешивы французских тосафистов и Рамбана.

Смерть и духовное наследие

Рамхаль и его семья погибли во время эпидемии чумы, разразившейся в 5507 /1747/ году – он умер в Акко двадцать шестого ияра 5507 /1747/ года в возрасте сорока лет. Похоронен в Тверии, рядом с могилой р. Акивы.

Надгобный камень на могиле Рамхаля. Википедия

В последующих поколениях имя Рамхаля стало духовным знаменем целого ряда направлений еврейской традиции – в том числе, и таких, которые решительно противостояли друг другу.

Лидеры хасидизма увидели в Рамхале одного из своих величайших предтеч. Знаменитый Магид из Межерича, ближайший ученик Бааль-Шем-Това и его духовный наследник, утверждал, что «поколение Рамхаля не способно было оценить его великую праведность – но если бы Рамхаль родился в следующем поколении (т.е. в поколении родоначальников хасидизма), он бы стал главою народа».

В то же время в Рамхале видели своего духовного вождя и литваки. Существуют свидетельства, что когда Виленский Гаон прочитал книгу Месилат йешарим, он принялся разыскивать ее автора, чтобы стать его учеником, – однако, к его великому разочарованию, выяснилось, что автор книги уже ушел из этого мира. Виленский Гаон говорил, что, «если бы Рамхаль был жив, он бы пешком пошел к нему даже на край земли, чтобы изучать у него мусар».

Основоположник «Движения мусар» р. Исраэль Салантер тоже видел в Рамхале своего величайшего предшественника и считал его книгу Месилат йешарим непревзойденным шедевром еврейской мысли.

На волне посмертной славы Рамхаля стали издаваться и его каббалистические труды – в основном, в типографиях Восточной Европы. Через четыре десятилетия после его смерти, в 5545 /1785/ году, в типографии украинского городка Кореца (одной из столиц хасидизма) был напечатан трактат Клах питхей хохма (Сто тридцать восемь врат мудрости), в котором разъяснены многие сложнейшие мистические феномены, отраженные в учении Аризаля. Предисловие к этой книге, названное Дерех Эц хаим (Путь к дереву жизни), прозвучало призывом к углубленному изучению сокровенных разделов Торы (в современных изданиях это предисловие часто печатается в виде приложения к книге Месилат йешарим).

В том же, 5545 /1785/, году в белорусском городе Шклове (одном из центров литовского еврейства) вышла в свет книга Хокер вемекубаль (Исследователь и кабалист) – в форме диалога в ней сопоставляются два подхода к познанию мудрости Торы: путь интеллектуального исследования и путь прямого духовного постижения, свойственный каббале.

Спустя еще век в Варшаве были изданы три фундаментальных трактата, которые в наибольшей степени отражают уникальность вклада Рамхаля в развитие каббалы: Адир бемаром (Могуч в вышине; издание 5640 /1880/ года), Питхей хохма ведаат (Врата мудрости и познания; издание 5644 /1884/ года) и Даат твунот (Познание мудрости; издание 5649 /1889/ года).

В трактатах Адир бемаром и Питхей хохма ведаат изложены основные принципы кабалы. В книге Даат твунот, построенной в форме диалога между душой и разумом, Рамхаль раскрывает основы еврейской веры.

В 5656 /1896/ году в амстердамской типографии была издана книга Дерех Ашем (Путь Всевышнего), содержащая систематическое изложение еврейского мировоззрения.

Целый ряд каббалистичесих произведений Рамхаля был опубликован только в самое последнее время; и хотя уже издано около тридцати его книг – несколько десятков его важнейших сочинений все еще находятся в рукописях. И по сей день Рамхаль продолжает оказывать активное и во многом определяющее влияние на развитие еврейской традиции.