Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Тяжело поверить: вандализм в израильской синагоге

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Синагога «Сиах Исраэль» была построена после стрельбы в Тулузе и названа так в честь Йонатана Сандлера, да отомстит Всевышний за его кровь. Как отреагировали в общине на акт вандализма в отношении свитков Торы и что стало с единственным свитком, уцелевшим несмотря на разгром и унижение?

Интервью с Шмуэлем Марциано, габаем синагоги

Спустя считанные дни после страшного надругательства над свитками Торы в синагоге иерусалимского квартала Кирьят Йовель община выходцев из Франции, памятуя имя Йонатана Сандлера, да отомстит Всевышний за его кровь, начинает зализывать раны душераздирающей трагедии, постигшей синагогу. Ужасающее зрелище предстало перед Шмуэлем Марциано, членом еврейской общины и городского совета Иерусалима от партии ШАС, утром во вторник, 29 января. Марциано, внесший огромный вклад в строительство синагоги для прихожан общины «Сиах Исраэль», – один из ее габаев. Когда он открыл дверь синагоги, у него потемнело в глазах: «Не верилось, что такое могло произойти в Эрец Исраэль, да еще и в Святом Городе Иерусалиме». В конце недели, предшествовавшей описываемым событиям, люди танцевали и пели с одним из свитков Торы, что остался в синагоге, в то время как три других отправили на ремонт в специализированное место. «Нееврею не понять смысла той радости, что наполняла нас», – говорит Марциано.

Расскажите про Вашу общину

Община «Сиах Исраэль» насчитывает около 100 семей, совершивших алию из Франции в последние годы. Марциано, которому 38 лет, ответственный за абсорбцию и репатриацию в городском совете Иерусалима, приехал в Израиль около 19 лет назад. «Я сразу направился в Иерусалим, женился на девушке, которая также родом из Франции, мы жили в районе Байт Ваган, а затем переместились в Кирьят Йовель», – рассказывает он на этой неделе. Кирьят Йовель, население которого составляет приблизительно 22 тысячи жителей, расположен в юго-западной части Иерусалима. Квартал был основан в 1954 году, через три года после юбилея (на иврите это слово звучит как «йовель») Керен Каемет ле-Исраэль (Еврейского Национального Фонда), когда было задумано начало строительства – отсюда его название.

Примерно 9 лет назад район стали заселять семьи выходцев из Франции, большей частью аврехим (женатые люди, посвятившие себя изучению Торы). Марциано: «По мере того, как численность квартала прирастала новыми репатриантами, мы начали призывать их к тому, чтобы создать общину, соблюдающую минхагим (обычаи), которые отличают традиционных французских евреев. Ментально для французов очень важен момент причастности к некой общности и использования своего родного языка, особенно в том случае, если никого из близких здесь нет и родители остались за границей. Община являет собой причал, на котором можно обрести новых друзей, делать вместе «Кидуш» в Шабат и просто проводить время. Сначала было трудно найти место в Кирьят Йовель, так как существовало определенное напряжение между светскими и религиозными евреями. В какой-то момент мне удалось найти свободное пустое общественное бомбоубежище. Через благотворительную организацию «Даркей Элияhу», которой я руковожу, мы попросили о разрешении основать синагогу, но не обошлось без препятствий».

Поворотным моментом в их борьбе стали трагические события в Тулузе, Франция, произошедшие 19 марта 2012 года. В районе 8:00 утра террорист подошел ко входу в еврейскую школу «Оцар hа-Тора» в Тулузе, в которой учатся подростки в возрасте от 11 до 17 лет. Преступник прибыл туда на скутере, после чего открыл огонь по присутствующим в помещении, где находились родители и дети. Первой жертвой оказался раввин Йонатан Сандлер, израильско-французский преподаватель школы, застреленный насмерть в попытке защитить своих маленьких сыновей – шестилетнего Арье и трехлетнего Гавриэля, которых ждала та же участь. Террорист убил и Мирьям Монсониго восьми лет, дочь директора школы. Полиция незамедлительно оцепила и осмотрела место происшествия, охрану вокруг учебного заведения усилили. Аналогичные меры безопасности были предприняты и в других еврейских местах. Тогдашний президент Франции Николя Саркози наряду с прочими участниками предстоящих президентских выборов прибыли в Тулузу. В память о погибших глава государства на следующий день установил минуту молчания в школах по всей стране.

Жизнь общины французских евреев вращается вокруг синагоги

Раввин Йонатан Сандлер, да отомстит Всевышний за его кровь, в прошлом проживавший в Кирьят Йовель, был другом Марциано. «Он отправился преподавать в Тулузу, был членом общины. Мы дружили, вместе учились в колеле и йешиве. Я отвечал за «шива» (первые семь дней траура) и «hалвая» (похороны по еврейскому обряду), и, когда мэр Иерусалима пришел, чтобы утешить госпожу Сандлер, я обратился к нему с просьбой положить конец неразберихе с устройством синагоги и нашим кочеваниям с места на место – так и случилось. По прошествии двух дней одобрение использования бомбоубежища было получено, и мы обосновались там, при этом синагога названа именем рава Йонатана Сандлера, да отомстит Всевышний за его кровь. Также в честь возвышения его души я открыл «дневной колель». Помимо всего этого, мы позаботились о том, чтобы он значился раввином общины «Сиах Исраэль».

Несколько лет подряд община функционировала совместно с синагогой и ее проектами:

«Община единая и сплоченная. Выходцу из Франции это не представляется затруднительным, ведь, видя кого-то, кто говорит на его родном языке, он может быть уверен: его всегда поймут – и он сразу вливается в коллектив. Нужно помнить о том, что алия в Израиль дело нелегкое. Это проявляется в отсутствии родных рядом, тогда как возможность собираться в рамках общины становится своего рода альтернативой. Есть занятия для женщин и для детей, и изо дня в день жизнь общины крутится начиная с 6:30 утра и до полуночи, в числе прочего действует колель и проводятся лекции».

В ночь с 28 на 29 января в синагогу ворвались неизвестные, причинив ущерб изнутри. Вандалы вскрыли Арон hа-Кодеш (шкаф, где хранятся свитки Торы) и разбросали свитки Торы по полу. Полицейские прибыли на место преступления, после чего стало известно о создании специального отряда расследования.

Как отреагировала вдова рава Сандлера?

Очень болезненно. Это вернуло ее на 7 лет назад. К моему сожалению, войдя в синагогу в то утро, я почувствовал нечто подобное – как тогда четверо погибших лежали на земле, так и свитки Торы обнаружились сброшенными вниз. Это сбивает с толку и горестно. Иногда я вожу тех, кто приезжает в гости, в музей «Яд Вашем», чтобы они узнали об истории еврейского народа. Увидели, насколько жестоко пострадали в период Катастрофы свитки Торы. Признаться, это напомнило мне о том времени и о том, что прошли и выстрадали евреи тогда. Я подумал про себя, что, если бы мне закрыли глаза, не говоря, где нахожусь, я уверенно ответил бы, что где-то в Европе тех лет, возможно, в Германии. Не верилось, что такое могло произойти в Эрец Исраэль, да еще и в Святом Городе Ерушалаиме.

Какова была реакция членов еврейской общины?

Крайне непростая, особенно в том плане, что многие французские евреи переехали в Израиль, стремясь сбежать от процветающего антисемитизма. Оказаться здесь и стать очевидцем такого – приводит в замешательство. Мы особенно приветствуем репатриацию молодого поколения, поскольку проще начать новую жизнь именно в раннем возрасте. Во Франции обстановка висит на волоске, никто не знает, что будет завтра. При этом – а я часто летаю туда – ни разу не слышали о том, чтобы нечто похожее имело место в синагоге или таким же способом портили мебель. То, что случилось здесь, не было попыткой ограбления, но имело целью нанести урон, а речь идет о самом святом и почитаемом для евреев всего мира предмете. Важно отметить, что те, кто пока не соблюдает заповеди, тем не менее, ощущают свою связь с Торой, поэтому, видя свиток, целуют его и проявляют свое уважение к нему. Ничего в этом духе, однозначно, не происходило у нас во Франции».

Как Вы сами отреагировали при виде кощунственно раскиданных свитков Торы?

«Святой, благословен Он, дает силы, и, как говорится, там, где нет людей, нужно оставаться человеком. Конечно, я заплакал. То, что предстало моему взору, отвратительно, но первым делом мне было необходимо позаботиться о свитках Торы, расшвырянных на полу. Поэтому я позвонил в полицию, чтобы сообщить о случившемся, и, когда объяснил ситуацию, мне дали добро поднять свитки и положить их на стол в таком виде, в каком они были. Я моэль, и в тот день должен был провести брит мила (обрезание), у меня было особенно много сил. В тяжелые времена необходимо также проявлять сочувствие и отвечать на звонки. То были трудные дни. Мне стало понятно, что мы должны чувствовать в день Девятого Ава, как относиться к разрушению Бейт а-Микдаша (Иерусалимского Храма)».

Мероприятие по укреплению веры, всеобщий Шабат и песни Симхат Тора

В четверг, 31 января, был установлен общественный пост. «Те, кто поддержал нас в масштабах страны, люди разного происхождения со всего Иерусалима, светские и религиозные, как один, соседи и те, с кем мы не были знакомы – все приехали и оказали посильную помощь синагоге. Один свиток Торы в результате проверки оказался кошерным, и его внесли в зал. Остальные три свитка были отправлены в предназначенное для реставрации место в Бней-Браке. Как сказал рав Хаим Каневски в тот день, «каждый, кто видел свитки Торы поруганными на полу, – как будто постился». В субботу на прошлой неделе мы провели Шабат единения. Детям, наблюдавшим свитки Торы, прочитали ободряющую речь, ведь увиденное подействовало на них не лучшим образом. Мы провели большой Кидуш и радовались выжившему свитку. Было пренебрежение – настало и исправление, по-видимому, через почет к Торе. Мы начали мероприятие по упрочению веры, следовательно, вся община взяла на себя обязательство молчать во время чтения свитка Торы. Затем мы танцевали с этим свитком и пели песни праздника Симхат Тора, показывая особую силу еврейского народа. После чего прозвучали выступления, призванные укрепить всех нас, и продолжили церемонию. Нееврей не способен понять этого, только у нас есть такое. На исходе Шабата прошло большое собрание, в котором приняли участие жители всего района, а также публичные люди. Наше дело продолжается, и, с Б-жьей помощью, мы переместимся из бомбоубежища в просторное здание.

По данным на сегодняшний день, дело находится на стадии расследования. Мне не хочется верить в то, что еврей, у которого еврейская душа, способен сотворить такое. С другой стороны, если у тех, кто осуществил взлом, имелось желание украсть свитки Торы, по какой причине они этого не произвели?! Здесь присутствует определенная путаница. Нам доподлинно не известно, что произошло, и мы ждем результатов расследования. После того, как все прояснится, нам станет спокойнее. Само собой, это не утешение, но, по крайней мере, можно будет узнать, что искали и за чем пришли туда. Мы не только ищем того, кто за этим стоит, чтобы он понес наказание – то работа сотрудников полиции. В свою очередь, нам важно понять, почему это произошло у нас, и усилить свою веру в целом и в частности. Все осознали свою близость и радость по отношению к Святому, благословен Он. С тем чтобы усвоить урок, нужно пойти к «урим ве-тумим» (драгоценные камни с вырезанными на них именами 12 колен, позволявшие первосвященнику во времена Храма узнавать правильные ответы на вопросы), которыми сегодня могут служить великие предводители нашего поколения, причем следует сосредоточиться на этом в частном порядке. На наш взгляд, точно так же, как имело место оскорбление свитков Торы, пусть будет обратное этому – освящение имени Всевышнего с должным почитанием Торы и ее мудрецов».

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому