Читайте первую часть тут: goo.gl/QyyQ9d
Еврейская история не умалчивает о сильных еврейских женщинах, подаривших вторую жизнь своему народу
Девора-пророчица: смелость лидера и мудрость женщины
Девора (Дебора, Двора) была пророчицей и общественным лидером, военным стратегом, помогавшим Израилю бороться против агрессивных действий ханаанского царя Явина во времена Судей (период Судей 1200-1025 г.г. до н.э.) в древнем Израиле. В Торе упоминается семь женщин-пророчиц, однако лишь Девора — единственная женщина-лидер в эпоху военных противостояний древнего Израиля. Тора описывает её впечатляющими словами: «А Девора, пророчица, жена Лапидота, — она судила Израиль в то время» (Шофтим 4:4).
Северная часть Ханаана не была целиком покорена при Йеѓошуа бен-Нуне. Многие ханаанейцы продолжали жить в своих укрепленных городах, посреди владений израильтян. Туземные народы во главе с царем Явином и военачальником Явина Сисарой, жестоко угнетали израильтян из колен Нафтали и Звулуна и мстили евреям-завоевателям. Большое войско и множество железных боевых колесниц Сисары держали в страхе израильтян.
Девора призвала к себе воина Барака, из колена Нафтали, и велела ему возглавить единое израильское ополчение против Сисары. Барак собрал десятитысячное войско из колен Нафтали и Звулуна и отправился с пророчицей Деворой к горе Фавор. Грозный полководец Сисара, со всей его конницей, двинулся к потоку Кишон, близ горы Кармель. Тут произошло решительное сражение. Тяжелые колесницы Сисары не могли свободно действовать в горах, в то время как легкая израильская пехота наносила ему удар за ударом. Неприятель был разбит полностью. Северные колена израильтян освободились от тяжкого гнета, а сохранившаяся в Танахе «песнь Деворы» стала триумфом победного духа евреев в этой войне.
В Торе записано, что Девора восседала как судья под пальмовым деревом (Пальма Деборы) и к ней на суд приходил всякий, имевший трудности и тяжбы.
Еврейская традиция даёт ключ к пониманию того, почему Девора славилась умением судить.
Она была знающей женщиной, в то время как её муж оставался безграмотным работягой. Двора всячески старалась возвысить мужа и делала это весьма необычным образом. Видя, как он умело изготавливал фитили для масляных ламп, она подталкивала Лапидота принести несколько фитилей на место поклонения в город Шило и пожертвовать их на святое дело. Она не хотела, чтобы её муж делал что-то совершенно необычное для него или чтобы он в корне изменил себя. Напротив, она давала ему задания по силам и ободряла его, дабы побудить к достижению важной части задуманного.
Под её чутким руководством, Лапидот начал совершенствоваться в своём деле производства фитилей, которые поддерживали свет в святилище города Шило. Девора мастерски ободряла своего мужа, для того чтобы он максимально использовал свои способности, повышая уровень мастерства и профессиональности.
Такова была мудрость её суда: заметив в человеке силу и потенциал, она побуждала его использовать свои таланты на благо всех.
Саломея Александра, или царица Шломцион
Саломея Александра (139–67 гг. до н. э.), царица Иудеи в 76–67 гг. до н. э. Её первый муж Йеѓуда Аристобул 1 возглавлял еврейский народ во времена жестоких междоусобных сражений и кровавых войн в первом веке до н. э.
С момента разрушения Иерусалимского Храма он был первым вождём Израиля и по этой причине провозгласил себя «царём». После смерти Йеѓуды Аристобула (103 г. до н. э.),, вдова царя Аристобула I, согласно еврейскому закону о левиратном браке, вышла замуж за его брата Александра Янная — жестокого и злого тирана (Эта история излагается Й. Флавием неясно, и некоторые исследователи высказывают предположение, что речь идет о разных женщинах, носивших одно имя). Вновь овдовев, Саломея-Александра заняла престол и единолично правила страной. Таким образом, царица Шломцион была названа «царицей» при весьма противоречивых и необычных обстоятельствах.
Многие годы Александр Яннай отсутствовал — вёл сражения с другими народами, и в эти годы царица Саломея правила в Израиле одна: она была мудрым и благоразумным правителем. Царица Саломея Александра выслала из страны всех богохульников, поставила, вместо них, величайших раввинов и учёных, включая своего брата рабби Шимона бен Шетаха. Рабби Шимон вместе с рабби Йеѓошуа бен Гамла утвердили законы, ставшие образцом еврейской жизни на тысячи лет; они поручили каждому городу и селению построить еврейские школы для обучения всех местных детей, а образование для бедных детей, в случае, если те не могут оплатить обучение, повелели сделать бесплатным. Такова была Саломея, известная, как «Шломцион ha — Малка».
Когда Александр Яннай возвращался в Израиль и оказывался у власти, он аннулировал передовые постановления его жены и приказывал убить сотни еврейских мудрецов в течение ряда его лет правления. После смерти Александра Янная в 76 году до нашей эры, царица Саломея вновь обрела власть и правила следующие девять лет, вплоть до своей смерти в 67 году до нашей эры.
Она укрепила военную мощь Израиля, построила крепости, под её правлением снова ожили еврейские традиции, и наступило время мира и процветания; урожай на полях чудесным образом произрастал и изобиловал Законоучители утверждали, что в правление царицы Шломцион страна достигла значительного благосостояния. В Израиль возвратилось утраченное благополучие.
Сара Ааронсон: бесстрашная разведчица
Сара Ааронсон была частью большой семьи, сбежавшей от антисемитского преследования в Румынии и переехавшей в землю Израиля. Обжившись на новом месте, семья помогала строить возрождающийся еврейский город Зихрон-Яаков на севере Израиля. Там, в 1890 году и родилась Сара, и выросла культурной и образованной девушкой, знавшей несколько иностранных языков; она также была умелой всадницей и неплохо стреляла. Её старший брат Аарон известен как один из всемирно знаменитых агрономов. Сара часто сопровождала его в путешествиях, собирала образцы растений и помогала брату в его исследованиях.
Пока Сара была ребенком, на месте современного Израиля властвовала Османская империя. В ее правление усилилось крайне недоброжелательное отношение власти к евреям, их жизнь в еврейских общинах стала по-настоящему невыносимой. Став взрослой, Сара полной мерой смогла оценить жестокость Османской империи: направляясь из Стамбула в Зихрон-Яаков в 1915 году, она своими глазами увидела чудовищные факты геноцида армян: миллион мужчин, женщин и детей были зверски растерзаны Османскими насильниками.
К этому времени в самом разгаре была Первая мировая война, в которой турки сражались c Германией.
Сара высказала убеждение: если турки выиграют войну, то непременно вырежут евреев так же, как они уничтожили армянское меньшинство. Сара, её брат Аарон, их братья и сёстры и несколько общих друзей решили создать секретную разведывательную сеть, чтобы выслеживать силы противника, а именно: турецкие вооружённые силы и сообщать об этом Британии. Их группа называлась НИЛИ — акроним слов Нецах Исраэль Ло Йешакер, что означало «Слава Израиля не солжёт» (1 Шмуэль 15:29).
Вскоре НИЛИ стала крупнейшей британской разведсетью по всему Ближнему и Среднему Востоку.
Неожиданно для турецких правителей, юные члены разведки НИЛИ обращали внимание на действия некоторых групп людей и на полученные ими указания, и высылали зашифрованные письма Британским вооружённым силам. Когда её брат Аарон отправился на помощь Британии в Египет, Сара возглавила НИЛИ, начав свою разведдеятельность прямо из стен родного дома.
С февраля по сентябрь 1917 года к побережью Хайфского залива около Атлита регулярно подходил корабль «Монеган». Разведчики НИЛИ передавали на корабль нужную информацию. Однако присутствие в заливе немецких подводных лодок делало такие перехваты слишком рискованными, и группа стала использовать для связи домашних голубей.
Осенью 1917 года один из голубей попал в руки турок, которые за неделю смогли расшифровать код (основанный на 4 языках – иврите, арамейском, французском и английском). В результате разведсеть НИЛИ была раскрыта. Над ее участниками нависла смертельная беда.
Сара оказалась в опасности, но отказалась уехать и обезопасить себя так, как ей посоветовал Центр НИЛИ в Британии. Она осталась в Зихрон-Яакове. Её арестовали 1 октября 1917 года и жестоко пытали в течение пяти дней. Сара сохранила в тайне и не разгласила никакой информации о других членах организации НИЛИ.
Наконец, 6 октября 1917 года, Сарре объявили, что её повезут в Дамаск в тюрьму на жесточайшие пытки. Ее мучители предполагали, что, испугавшись новых страданий, девушка потеряется и от страха выдаст своих товарищей-разведчиков; Сара попросила разрешения в последний раз вернуться домой.
Когда её вели по главной улице Зихрон-Яакова, она пела песню о маленькой улетающей пташке: это было секретное послание членам разведки НИЛИ о том, что их организация должна исчезнуть. Войдя домой, Сара незаметно взяла пистолет из потайного места в стене, закрылась в ванной и застрелилась.
Победив в Первой мировой войне, Британия официально поблагодарила организацию молодых разведчиков НИЛИ, признав, что без её участия Британия никогда бы не одержала победу в войне.