Безжалостный убийца. Беспощадный правитель. Главный идолопоклонник. Это лишь некоторые из “имен”, которыми меня называют. И это нормально, я привык к такому. Я даже признаю, что заслуживаю их. По крайней мере, некоторых из них.

Однако, прежде чем вы начнете меня так называть, справедливо было бы, чтоб вы узнали обо мне побольше…

 

Молодость Нимрода

Я родился в странное время, вскоре после потопа.(1) Мой дедушка Хам укрылся от него в ковчеге, и после того, как земля вернулась к своему изначальному состоянию, вместе со всей семьей получил заповедь плодиться, размножаться и наполнять землю. Обстановка тогда была свежей, и люди созрели для новых идей. Думаю, я почувствовал это, еще когда был ребенком, и это заложила семена для некоторых интересных нововведений, которые я ввел позже.

Будучи самым младшим ребенком, я удостоился особого отношения своего отца. Если вы читали вступительные главы книги Берешит, вы, вероятно, знаете о том, что Бог сделал для Адама и Хавы специальные одежды. Ну, они каким-то образом потомки сохранили их, и эти одежды даже пережили Потоп, после чего были украдены у моего прадедушки Ноаха дедушкой Хамом, а тот в свою очередь передал их в наследство моему папе — Кушу. И поскольку я был его любимцем, он доверил их хранение и использование именно мне.(2)

Одно можно сказать наверняка — они помогли мне с приобретением популярности. Почему-то у животных была довольно странная реакция на эти одежды: увидев их, они беспомощно падали к моим ногам. Как вы можете себе представить, охотничьи соревнования были для меня не очень сложной задачей, и прежде, чем я об этом узнал, у меня появилось довольно много преданных поклонников.(3)

Тора сосредотачивается на моей охотничьей доблести, описывая меня так:

«Он был богатырь-ловец пред Богом; поэтому говорится: «Как Нимрод, богатырь-ловец пред Богом».(4)

 

Что означает с «пред Богом»? На языке Торы это значит что-то вроде «по всему миру»(5). В наши дни историки написали бы: «Он был самым великим охотником своего времени», что, разумеется, является описанием, которого я отнюдь не стыжусь. (Есть некоторые другие интерпретации слов «пред Богом», мы дойдем до них позже).

Я знаю, что вы все слышали обо мне всякие нехорошие истории, но, по иронии судьбы, я начинал как весьма набожный религиозный человек.(6) На самом деле практически все люди тогда были религиозными.(7) Воспоминания о Потопе в моем поколении были еще свежи — я родился только через 95 лет после его окончания, и, поверьте, никто не хотел повторения этого ужасного стихийного бедствия.

Моя накидка, принадлежавшая когда-то Адаму, также пригодилась для религиозных целей. Я выходил охотиться на животных и приносил их в жертву Всесильному. Помните, что меня называли «охотником пред Богом»? Некоторые комментаторы толкуют это, имея в виду религиозный период моей жизни, когда я еще не успел свернуть с правильного пути и служил Всевышнему.(8)

 

Власть и религия

Увы, желанию властвовать свойственно овладевать умами и сердцами людей, и я не стал исключением. К 40 годам я был де-факто лидером племени Куш и стал большим человеком. Примерно в то время наши двоюродные братья, потомки моего двоюрного дедушки Йефета, решили объявить нам войну и я, возглавив армию, победил их. Порабощенные йефетиты начали служить нам, а я стал царем того, что в то время было большей частью современной цивилизации.(9)

Сейчас люди хорошо знакомы с таким понятием, как царь. Один человек руководит всеми остальными — напрямую или через министров — и каждый из народа выполняет его приказы. Но в мои дни и раньше такая модель была чем-то неслыханным, и я горжусь тем, что представил эту фантастическую новую идею миру.(10) А поскольку мои намерения были не совсем альтруистичны, и я использовал свое новшество для продвижения самого себя. Хотя разве на на моем месте кто-то поступил бы иначе? Тем более, что я был настоящим лидером.

Наступил момент, когда Бог оказался мне больше не нужен, и я принял смелое решение встать на Его место. Мне не потребовалось много сил и времени, чтобы убедить всех встать на мою сторону, и тогда образовалась новая религия: нимродизм.(11)

Вот несколько моментов, которые мы воплотили в жизнь, чтобы заложить основу нового движения:

1) Мы построили огромный храм — высотой аж в несколько этажей — с огромным троном на самом верхнем уровне. Я сидел на нем и любезно предоставлял всем приходящим в храм и проходящим мимо возможность увидеть их новое божество.(12)

2) По всему огромному царству мы воздвигли реалистичные статуи в мою честь. Поклонение моему образу стало частью ежедневного ритуала всех людей.(13)

3) Мы начали строить башню, которая должна была достигнуть небес, чтобы обеспечить нам захват власти и на небесах.(14) (Подробнее об этом позже, в «Вавилонской башне»).

Когда люди говорят, что в Торе есть намеки на всё происходящее в мире, они не преувеличивают. Слова «Нимрод был богатырь-ловец пред Богом» понимается некоторыми как ссылка на мои впечатляющие способности убеждения: я смог убедить («загнать в ловушку») людей восстать против Всевышнего («пред Богом»).(15)

 

Рождение Авраама

Примерно в то же время мы все переехали в Шинар, который некоторые ассоциируют с Шумером (где-то в современном южном Ираке).16 Высота этой местности относитеьно уровня моря была значительно ниже, чем у прилегающих районов, и, по легенде, те, кто погиб во время Потопа, были вымыты на сушу именно там. На самом деле, так это место и получило свое название — «Шинар» означает «вытряхнуть», потому что туда были «вытряхнуты» все трупы. Казалось, что это идеальное место для создания новой цивилизации.17

Вот интересная история, которая в конечном итоге сформировала большую часть современного мира:

В то время моим главным советником был мудрый человек по имени Терах. Он был вдумчивым и преданным мне подданным, и я высоко оценил его мнение. На празднике по случаю рождения у Тераха сына мы обратили внимание, что на небе стали происходить странные вещи. Одна большая звезда вдруг пролетела по горизонту, поглощая все другие звезды на своем пути.

У моих астрологов было только одно объяснение: эта звезда символизировала новорожденного Авраама, которому суждено в будущем “проглотить” всех нас и стать новым  властителем. У меня не было выбора: Аврааму придется умереть.

Несмотря на то, что Теах меня уважал, конечно, его было непросто убедить в моем решении, и даже все богатства мира не заставили бы его сдвинуться с места в этом вопросе.

«Представь следующий сценарий», — рассуждал он. «Допустим, мне предложили огромную сумму денег, чтобы я продал личную лошадь царя; ты бы предложил мне согласиться на такую сделку?» Это было бы просто смешно; деньги в наше время не были проблемой, а моя лошадь была мне очень дорога. «но ведь это именно то, о чем ты меня просишь», — заключил Терах. «Что могут сделать деньги, разве они способны заменить мне моего собственного сына?»

Что ж, потребовалось небольшое принуждение (и угроза), пока Терах не встал, наконец, на мою сторону. Он принес мне новорожденного, и я без колебаний приказал раздавить его нежный череп, устранив таким образом потенциальную угрозу.

По крайней мере, так я думал. Только через 50 лет я понял, что Терах обманул меня и принес тогда вместо Авраама ребенка одного из своих рабов.18 Представьте себе, как бы мир выглядел сегодня, если бы мальчик, которого я убил, и правда был Авраамом…

 

Вавилонская башня

После этого небольшого происшествия я наслаждался спокойствием и гармонией на протяжении 25 лет, а мое царствование в Шинаре не подвергалось никаким опасностям.19 Все люди между собой хорошо ладили, почти как семья,20 и все мы говорили на одном языке.21 Все так бы и оставалось, если бы не гениальное предложение некоторых из моих советников: (22) «Давайте построим башню до небес и так увековечим в истории память о себе».

Блестящая идея, не так ли?

В свою защиту у них было несколько веских причин для создания такого зиккурата:

  1. Почему вдруг Бог и дальше должен единолично распоряжаться небесами? Мы тоже вполне заслуживаем того, чтобы влиять на то, что там происходит.(23)
  2. Судя по всему, небеса обрушиваются каждые 1656 лет, как это было в год Потопа. Построив такую башню, мы могли бы предоставить дополнительную поддержку небу и укрепить его, став для него своеобразной колонной.(24)
  3. С помощью высочайшей башни в мире мы бы стали бесспорными лидерами среди всех народов и никогда бы не боялись новых вторжений на территорию своего царства.(25)

Идея быстро распространилась, и охваченные энтузиазмом волонтеры и рабочие стали записываться к нам тысячами. Не успели мы оглянуться, как началось строительство, а рабочая сила насчитывала примерно 600 тысяч человек.26 Мысль о башне настолько сплотила народ, что, кажется, в это дело были вовлечены все жители нашего государства, а некоторые историки полагают, что в нем участвовали даже такие уважаемые личности, как Ноах, Шем и Аврам.(27)

Большинство людей этого не знают, но однако же на строительство ушло более 20 лет.(28) Это было здание невероятных масштабов; некоторые утверждают, что подъем с нижнего этажа до верхнего занимал больше года! Похожее на нездоровую одержимость стремление людей заниматься этим зданием заставило их потерять все отголоски человечности, а потому упавший с башни кирпич становился более серьезной трагедией, чем упавший человек.(29)

Все мы знаем конец этой истории. На протяжении всех этих лет Всевышний наблюдал за нами, а затем разрушил все одним махом. Языки народов смешались, мы не могли больше нормально общаться и слаженно работать, здание было разрушено, и все мы оказались рассеяны по разным частям света.(30)

Я остался в районе Месопотамии и основал еще несколько городов.(31) Один из городов я назвал Бавель (Вавилон), что означает «путаница» — как свидетельство о той путанице, которая произошла, когда башня была разрушена.(32) Затем я построил Эрех, широко известный как Урук(33), Аккад(34) и Кальне, который идентифицирован Талмудом как Нофар-Нинфи(35) или Ниппур. В моем новом царстве меня называли Амрафель — «тот, кто становится причиной падения» — довольно уничижительное имя, ссылающееся на физическое и моральное падение всех тех, кто участвовал в строительстве башни, за которую я отвечал.(36)

 

Возвращение Авраама

Прошло два года после разрушения башни, и жизнь медленно возвращалась к своему привычному ритму.(37) А затем пришли «хорошие» новости: я узнал, что когда-то Терах меня обманул, и его сын Авраам все еще жив.

Видимо, он решил вернуться домой и перевернуть весь город вверх дном. Он начал что-то вроде крестового похода против идолопоклонства и уничтожал идолов везде, где мог их найти.

Не хочу детально описывать историю, которую все и так хорошо знают. Вам не составит труда найти ее в других источниках.

Но вот краткая версия:

Я заключил Авраама под стражу, и было решено, что он заслуживает смерти. Мы три дня раскаляли печь и бросили его в нее так, что его руки были связаны веревками за спиной. Однако произошло чудо, и Авраам спокойно прогуливался внутри печки, как будто ничего не происходило и все так и должно быть, а единственной вещью, которая сгорела, стала веревка, связывающая его руки.

Что ж, так и быть, я расскажу о нескольких менее известных деталях этой истории:

  1. Не только Аврама, я бросил в печь: его брат Харан тоже попал в нее. Понимаете, я был настолько в ярости от того, что меня обманули, что искал возмездия для любого, кто был замешан в преступлении. По-видимому, Терах обмолвился, что идея обменять Авраама на другого ребенка принадлежала Харану. Я думаю, вы все можете согласиться с тем, что смерть Харана не была необоснованной.
  2. Увидев все чудеса, которые Бог сделал для Авраама, я понял, что он и правда особенный человек, а потому решил осыпать его подарками. Помимо прочего, я дал ему и двух моих слуг, имя одного из которых Они и другого Элиэзер, который впоследствии стал известен как самый преданный слуга Авраама и выполнял для него очень важные поручения.(38)
  3. Некоторые источники утверждают, что я получил свое имя Амрафель именно в результате этой истории. Ведь я попытался заставить Авраама пасть на колени перед идолом и потому получил этот “почетный титул”.(39)

 

Снова Авраам

Аврам оказался достаточно серьезной проблемой, поэтому я очень наделся, что мне больше не придется придется иметь с ним дело. Что ж, пожалуй, вы можете представить себе мое разочарование и досаду, когда через два года после инцидента с печью Аврам снова навестил меня, на этот раз во сне.

Я стоял рядом со своими людьми возле той же печи, в которую когда-то бросил Авраама, когда появился его образ, размахивающий мечом, и начал двигаться в нашу сторону. Когда мы хотели от него убежать, он бросил яйцо в мою голову, и оно превратилась в огромную реку, в которой утонули все мои люди. Кроме меня выжило только трое министров, которые внезапно оказались облаченными в царские одежды. Затем река высохла и снова превратилась в яйцо. Яйцо треснуло, и из него вылупился цыпленок, который мигом вспорхнул ко мне и начал клевать мои глаза. В этот жуткий момент я проснулся.

Посыл сна был ясен: история с Авраамом еще не окончена. И это повергло меня в уныние и злость одновременно.

Когда мои люди прибыли в дом Авраама, чтобы арестовать его, он уже сбежал. Очевидно, Элиэзер предупредил его, что нужно спасаться из города. Он перехитрил меня — снова.(40)

 

Военное унижение

Я собираюсь закончить свою историю двумя военными кампаниями, которые закончились унизительным поражением. Первая была в 2013 году от сотворения мира, через тринадцать лет после побега Авраама, а вторая — в 2021 году, еще девять лет спустя.

Когда-то у меня был неплохой генерал по имени Кедорлаомер, который после инцидента с Вавилонской башней отделился от нас и стал царем Элама. Давно желанная и наконец обретенная власть вскружила ему голову, и он растянул свои границы до области Сдома, взяв под свой контроль пять народов.

Все шло хорошо для него в течение 12 лет, и его провинции исправно выплачивали ему налоги. Однако настало время, когда эти народы устали от гнета и организовали всеобщее восстание против Кедорлаомера.

Чувствуя его слабость, я воспользовался возможностью вернуть себе популярность в этом регионе. Я собрал всю свою армию, численностью в 70 000 человек и объявил войну своему бывшему генералу. И вот что оказалось слишком унизительно: имея всего 5000 человек, он одержал решающую победу, а я оказался его пленником.41

Фактически все соседние государства попали в его подчинение, что привело меня к следующему военному унижению.

После 13 лет беспорядков в своей увеличившейся в размерах империи, Кедорлаомер решил подавить восстание Сдома раз и навсегда. Он призвал всех своих “союзников” (на деле подчиненых) участвовать в масштабных военных действиях, и мы отправились сражаться с Сдомом, нашими пятью царями против их четырех.

Что ж, и в этой истории не обошлось без Аврама! Он услышал о том, что его племянник Лот, который жил в то время в Сдоме, был взят в плен, и собрал всех своих людей, чтобы спасти его. Как всегда, с ним произошло чудо, и небольшая группа людей смогла победить нас. Мы были вынуждены бежать и вернулись домой униженными.(42)

 

Мое падение

Я всегда считал себя самым жестоким воином в истории и, откровенно говоря, не подозревал, что когда-нибудь найду себе подобного. Тем не менее, когда я постарел, начались разговоры о новой восходящей звезде. Оказалось, что один из внуков Аврама, Эсав, сошел с праведного пути и снискал довольно-таки неплохую репутацию для себя в кнаанейском криминальном мире.

То, как он узнал о моей особенной накидке, доставшейся мне от Адама, до сих пор точно неясно, но одно можно сказать наверняка: Эсав был решительно настроен забрать ее себе. И пролить для этого сколько-то крови не казалось для него помехой.

В общем:

Мы были в охотничьей экспедиции и попали в засаду, устроенную самим Эсавом. В силу возраста мое уже не такое сильное тело не соответствовало его юношескому духу — Эсаву тогда было всего 13 лет — и в конечном счете он превзошел меня и одолел. И, конечно же, он завладел моей накидкой.(43)

Похоже, что пророчества были правы все это время, но не так буквальны, как я мог представить. Кто бы мог подумать, что моя смерть придет из рук внука Авраама?

 

Хронология событий:

1656 (2015 г. до н.э.): Потоп Ноаха

1751 (1920 г. до н.э.): Рождение Нимрода

1791 (1900 г. до н.э.): Нимрод восстает против Бога и становится царем в Вавилоне

1948 (1813 г. до н.э.): Рождение Авраама

1973 (1788 г. до н.э.): Начинается строительство Вавилонской башни

1996 (1765 г. до н.э.): Вавилонская башня разрушена

1996-2008 (1765-1753 гг. до н.э.): Города Сдома служат Кедорлаомеру

2009-2022 (1762-1749 гг. до н.э.): Города Сдома восстают против Кедорлаомера

2013 (1758 г. до н.э.): Нимрод объявляет войну против Кедорлаомера и проигрывает

2022 (1749 г. до н.э.): Война пяти царей против четырех царей

2123 (1638 г. до н.э.): Нимрод убит Эсавом

 


Сноски

  1. Согласно Сефер ха-Яшар, Нимроду было 40 лет, когда началось его правление в Вавилоне. Это был 1791 от сотворения мира (Меор Эйнаим, цит. в Седер ха-Дорот), и таким образом, годом его рождения считается 1751, что спустя 95 лет после потопа, который окончился в 1657.
  2. Пиркей д’рабби Элиэзер 24.
  3. Там же; Сефер ха-Яшар
  4. Берешит 10:9.
  5. Рамбан, Берешит 10:11.
  6. Сефер ха-Яшар. См. Торат Коаним, Бехукотай 26:14, где Нимрод описывается как тот, кто «знал своего хозяина и намеренно восстал против Него», указывая, что было время, когда он действительно знал своего хозяина, то есть Всевышнего. См. Тора Шлема, Берешит 10:9, сноска 23, где эта связь проведена.
  7. См. Раши, Берешит 10:8, где утверждается, что Нимрод начал восстание против Всевышнего. В комментарии на Берешит 10:11 Рамбан объясняет, что это относится к восстанию после потопа, потому что восстание до потопа уже приписывается Эношу.
  8. Ибн Эзра, Берешит 10:9. Рамбан отвергает интерпретацию Ибн Эзры, утверждая, что она расходится с традициями Хазаля в отношении Нимрода. См. Тора Шлема, Берешит 10:9, где можно найти компромисс между мнением Ибн Эзры и мнением Хазаля на основе источников, приведенных в сноске 6.
  9. Сефер ха-Яшар.
  10. Рамбан, Берешит 10:9.
  11. Рамбан, Берешит 10:9.
  12. Мидраш ха-Гадоль, Берешит 11:28.
  13. Шальшелет ха-Кабала, цит. в Седер ха-Дорот.
  14. Берешит 11.
  15. Таргум Йонатан без Узиэль, Берешит 10:9; Берешит Раба 37:2.
  16. Берешит 11:2; Шальшелет ха-Кабала, цит. в Седер ха-Дорот.
  17. Йерусалимский Талмуд, Брахот 4:1; Берешит Раба 37:4.
  18. Сефер ха-Яшар; Мидраш ха-Гадоль, Берешит 11:28.
  19. Авраам (Аврам) родился в 1948 году от сотворения мира, а строительство башни началось не раньше 1973 года (Седер ха-Дорот).
  20. Берешит Раба 38:6; Танхума Яшан, Ноах 24.
  21. Иерусалимский Талмуд, Мегила 1:9. Здесь упоминается другое мнение: тогда человечество говорило на 70 разных языках и все люди могли понимать все эти 70 языков, поэтому проблемы с взаимопониманием не возникало (Корбан ха-Эда).
  22. По мнению многих мидрашей, это другие люди предложили построить башню. Берешит Раба 38:8 утверждает, что это были (потомки) Мицраима, которые предложили эту идею (потомкам) Куша. В Танхума, Ноах 18 сказано, что Куш предложил это Путу, а Пут Кнаану. В Пиркей д’рабби Элиэзер 24, тем не менее, упомянуто, что это было предложение самого Нимрода. Это также подразумевается в Талмуде, Хулин 89a, где стих «Давайте построим город» приписывается Нимроду. Таргум Йонатан без Узиэль, Берешит 10:11, объясняет, что Нимрод вообще не был вовлечен в строительство, а оставил Вавилон Ашуру, чтобы никак не ассоциироваться с башней.
  23. Берешит Раба 38:6.
  24. Там же.
  25. Пиркей д’рабби Элиэзер 24;  Сефер ха-Яшар.
  26. Сефер ха-Яшар.
  27. Ибн Эзра, Берешит 11:1. 
  28. Строительство башни началось в 1973 году от сотворения мира, пока она не была разрушена Богом в 1996 году, через двадцать три года (Седер ха-Дорот).
  29. Сефер ха-Яшар.
  30. Берешит, 11:5.
  31. Сефер ха-Яшар.
  32. Берешит, 11:9.
  33. В Талмуде, Йома 10a, этот город идентифицируется как Урихут, который, как предполагается исследователями, является древним месопотамским городом Урук. См. также Берешит Раба 37:4, где Эрех идентифицируется как Харан.
  34. Берешит Раба 37:4 идентифицирует его как Нецивин (Нисибис).
  35. Талмуд, Йома, там же. В Берешит Раба 37:4 он идентифицирован как Ктесифон, город на восточном берегу Тигра.
  36. Сефер ха-Яшар. Талмуд и Мидраш ссылаются на другие причины, по которым его имя было изменено, которые обсуждаются далее в этой статье.
  37. Сефер ха-Яшар утверждает, что Аврааму было 50, когда он вернулся домой. Во времена разрушения Башни ему было 48 лет.
  38. Сефер ха-Яшар.
  39. Талмуд, Эрувин 53a.
  40. Сефер ха-Яшар.
  41. Сефер ха-Яшар.
  42. Берешит 14.
  43. Талмуд, Бава Батра 16b; Берешит Раба 65:12. Однако см. там же 63:13, что Нимрод собирался убить Эсава из-за накидки, который тот украл у него, а это означает, что Нимрод все же не погиб от руки Эсава и продолжал жить дальше.