Взаимодействие с Творцом
Цви Фриман
Что это такое?
Понятие ашгаха пратит, которое обычно переводят как Божественное провидение, означает, что Бог не только знает обо всем, что происходит в нашем мире, но и руководит этим. Ашгаха — это своего рода взаимодействие между Создателем и Его творениями, когда каждая из сторон проявляет себя по отношению друг к другу. Впервые слово ашгаха мы встречаем в Теилим: «Из места обитания Своего наблюдает Господь за всеми, населяющими землю».(1)
Ашгаха имеет ключевое значение в объяснении различий между еврейской и языческой концепциями мира. Язычник, как правило, тоже верит в некие высшие божества, но считает, они слишком далеки и величественны, чтобы опуститься до полноценного контроля над этим миром. Даже такие великие философы, как Аристотель, считали, что Божественная мудрость пребывает только в идеальном, вневременном мире, за пределами того, в котором мы живем.
Однако идея, которую мы находим в Торе, когда один Бог является Царем для всех сил природы и всех живых существ, полностью противоречит такому представлению. Не раз мы встречаем указания на то, что Всевышний и все Его заповеди находятся гораздо ближе к нам, чем может показаться на первый взгляд: «Ибо заповедь эта, которую Я заповедую тебе сегодня, не загадочна она для тебя и не далека она».(2)
Два подхода
Хотя все без исключения ортодоксальные еврейские мыслители признают полное господство Бога и Его всеведение «от рогов антилоп до крошечной воши»,(3) тем не менее, в классических еврейских текстах можно обнаружить два разных подхода к ашгахе.
На основе анализа простого смысла библейских и талмудических текстов и мидрашей возникает представление о Боге как о Том, Кто тесно связан с каждой деталью Своего Творения, как сказано «дает он скоту пищу его, воронятам — которые кричат».(4)
Однако некоторые еврейские философы видели Бога в более пассивной роли. Для них степень Божественного наблюдения за миром напрямую соответствует степени вовлеченности человека в земные дела. Праведник видит Бога в каждой детали своей жизни, тогда как грубый, материалистичный человек живет в мире случайных, естественных причин происходящего — животных или природных. На этом нижнем уровне философы видят проявление ашгахи пратит только в том случае, в котором конкретное происходящее событие каким-либо образом влияет на небесный план. Тем не менее, даже согласно этой точке зрения, «случайное обстоятельство имеет источник в Нем, потому что все происходит из Него и контролируется Его наблюдением».(5)
Считается, что Баал Шем Тов повторно вводит идею ашгахи пратит как постоянного Божественного надзора за каждым случаем и каждым существом. Рав Шнеур Залман из Ляд, один из первых ранних сторонников хасидской мысли, сформулировал рациональную основу для этой точки зрения, связывая ашгаху с другой важной темой в еврейской мысли — непрерывностью творения.
Куда приведет вера
Вера в ашгаху Творца служит основой для битахона – уверенности в том, что Всевышний представляет собой абсолютное добро и именно он направляет ваши пути, а потому нет никаких причин для беспокойства и страхов о будущем. Только лишь благодаря своей вере в Божественное провидение вы уже поднимаетесь до уровня, на котором Бог тесно связан с вашей жизнью, причем не скрытым, а доступным пониманию и полезным способом.
Тот, кто верит в ашгаху пратит, находит Бога во всем, что видит и слышит. Каждый аспект жизни становится еще одной возможностью соединиться с Бесконечным и благодаря этому еще одной причиной для радости.
Сноски
- Теилим 33:14.
- Ницавим 30:11
- Талмуд, Авода Зара 3а.
- Теилим 147:9.
- Йосеф Эргас, Шомер Эмуним.