«Делать Шабат на поколения их» (31:16).
В первый день 2000-го года (по мировому календарю) Нью-Йорк Таймс выпустила праздничное издание с неожиданным предложением. Редакция газеты предложила читателям предсказать, какими будут ее заголовки через сто лет. Авторы статей придумали наиболее оригинальные заголовки, такие как «На ближайших выборах роботы тоже смогут проголосовать!» Помимо всех этих прогнозов, рядом появилась небольшая рамка, в которой было указано время зажигания Субботних свечей в Нью-Йорке. Никто за это объявление не заплатил. Газетчики просто были уверены: что бы там ни случилось через сто лет, одно мы точно знаем – еврейские женщины свои свечи зажгут!
В наше время есть еретические суждения о том, что будто бы заповедь Шабата была дана нам в пустыне в далеком прошлом, и поэтому нам надлежит воздерживаться только от тех работ, которыми в ту пору занимались в пустыне – например, от разжигания огня с помощью камней. Тогда как новые виды работ, которых не было в то время, нет никакой проблемы выполнять в Шабат. Тора уже опровергла такие взгляды, прибавив слова: «На поколения их». Это учит нас тому, что, хотя придут поколения, жизнь которых будет другой, соблюдение Шабата никогда не изменится!
К примеру, запрет разжигать огонь, который Моше Рабейну получил на горе Синай, включает любое использование огня. Даже если когда-то изобретут новый способ получения огня, при котором человек, произнеся слово, заставит огонь загореться, это тоже будет запрещено. Все работы, включая любые новшества, остаются запрещенными «на поколения их».
Автор «Ор а-Хаим» говорит, что Писание не зря использует выражение «Шабат шабатон у Б -га» (35:2). Это значит, что именно Творец устанавливает, как нам соблюдать святость Шабата, что можно, а чего нельзя делать в этот день. Никто не вправе изменить в этих законах что-либо.
В Пасхальной Агаде приводится вопрос сына-грешника: «Что это за служение у вас?» В ответ на это «и ты притупи ему зубы». Но почему? Раби Авраам а-Коэн из Сфакса отвечает с помощью притчи о человеке, купившем узкую шляпу. Он ее примерил, и она не подошла ему по размеру. Вместо того чтобы попросить изготовителя шляпы расширить ее, покупатель обратился к кузнецу с просьбой сузить ему голову.
Грешник похож на этого глупца. Если законы Торы не соответствуют его жизненным привычкам и кажутся ему тягостным бременем, он устанавливает себе новые законы, которые ни к чему не обязывают. Вместо того, чтобы привести свою жизнь в соответствие с Торой, он пытается «притупить зубы» заповедям – сделать Тору более гибкой и приспособить ее к своим потребностям. Поэтому, по принципу «мера за меру», и ты должен притупить ему зубы.
Тора называется «законом» (хок), и небо с землей тоже называются «законом», как сказано: «Если бы не союз Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я» (Ирмияу, 33:25).
Это учит нас, – отмечает автор книги «Ашив Авраам», – что Тора является настолько же точным законом природы, как и небо с землей. Мы понимаем, что небо и земля никогда не изменятся, и даже в двадцать первом веке они
останутся такими же, как были. Так и Тора не меняется со временем, и нельзя разрешать запрещенное под предлогом того, что «времена нынче другие»…
Расскажем историю о торговце, которому нужно было поехать на ярмарку в большой город. К нему подошел извозчик и предложил свои услуги. Поскольку этому торговцу было очень важно добраться вовремя, он поставил условие: извозчик получит свою плату лишь в том случае, если сумеет доставить его без задержек. Если же не успеет, пусть даже из-за того, что на дорогах возникнут неожиданные препятствия, он не получит ни копейки в награду. Извозчик согласился на такую сделку, и они отправились в путь.
Дело было в месяце Тевет, на дорогах были снежные сугробы. Колеса телеги сломались, и после многочисленных задержек эти двое, в конце концов, добрались до пункта назначения. Когда? Два дня спустя после окончания ярмарки… Дрожащими от холода губами торговец обратился к извозчику и известил его о том, что ничего ему не заплатит. Но извозчик подскочил на месте от гнева, и между ними начался спор. В итоге они предстали перед главным раввином города, чтобы он рассудил, кто из них прав. Раввин обратился к извозчику и попросил разъяснить: «Верно ли, что торговец поставил условие с самого начала?» С мрачным лицом извозчик подтвердил это. «В условии было оговорено, что, даже если в дороге будут аварии, препятствия и прочие независящие от вас обстоятельства, он будет свободен от обязательств оплаты?» – уточнил рав. Извозчику снова пришлось кивнуть головой. «Если таким было ваше соглашение, то по закону Торы он не обязан платить тебе!» – постановил рав. Извозчик, который был простым и необразованным человеком, решил зайти с другой стороны: «В каком месяце была дана Тора?» – спросил он. «В месяце Сиван, а что?» – удивился рав. «Еще бы! – воскликнул извозчик с видом победителя, – Тора была дана летом, поэтому она встает на сторону торговца. Вот если бы Тора была дана зимой, когда снежные сугробы на всех дорогах, закон однозначно был бы другим!..»