Пятница, подготовка к Шабату в самом разгаре.
— Шауль, у тебя не найдется случайно для меня пакет? – спросил у сына Авраам Розенблюм.
Шауль был владельцем кафе, поэтому в машине у него частенько можно было найти большие прочные пакеты, и он пошел, чтобы принести один отцу. Пакет оказался на самом деле только один, а в нем четыре шоколадных маффина.
— Оставь себе это на Шабат, – сказал он. – Будет на десерт.
До Шабата оставалось ещё сделать еще несколько вещей.
Авраам растянул связку на лоды
Рано утром в Шабат Авраам с больной ногой спросонок забрался в кресло, намереваясь повторить недельную главу. Но было всего пять утра, он не выспался, поэтому задремал — и Хумаш выпал из рук на пол, а точнее на пульт от кресла. Кресло резко выпрямилось — и Авраам вскочил.
Перед ним встал неразрешимый вопрос — как теперь зафиксировать ногу, не нарушив Шабат? Ведь пультом воспользоваться нельзя. Что делать? Был только один выход – позвать на помощь нееврея, но как он сможет кого-то найти в 5.45 утра в Боропарке?
Он прохромал к входной двери, вышел и огляделся по сторонам. Тишина. Какое-то время на улице было пусто, но вскоре показался мужчина по виду латиноамериканец в кожаной куртке.
— Простите – позвал его Авраам. – Не могли бы Вы мне немного помочь?
— Догадываюсь, о чем Вы попросите — Вам нужен шаббес гой? (Так называют нееврея, который при необходимости помогает в Шабат – прим. пер.) – спросил он. – Конечно, я с радостью помогу.
Авраам показал ему кресло и объяснил ситуацию, как в данном случае это разрешено законом.
Гость вернул кресло в положение «лежа».
— Большое вам спасибо! – сказал Авраам. – Может хотите попить? — Мужчина согласился.
Вспомнив про четыре маффина, которые оказались у него вместе с пакетом, Авраам предложил гостю и их.
— Хочу ли я маффин? – как-то особенно удивлённо переспросил гость.
— Да… – с улыбкой ответил Авраам.
— Послушайте. – произнес мужчина. – Я вроде сиделки у одного пожилого хасида. У него проблемы с питанием, и всю неделю он пьет одни протеиновые коктейли
— Ли-квод Шабат («Из уважения к Шабату» – прим. пер.)? – подсказал Авраам.
— Да, именно! Короче, обычно в пятницу я покупаю ему маффин в пекарне, но последние несколько недель там стали рано закрывать, и я попросил жену, чтобы покупала она. На этой неделе жена спускалась по лестнице и споткнулась, а когда смогла идти, все кошерные магазины уже были закрыты. Мне было очень не по себе. Я знаю, как мой пациент любит свой маффин, поэтому только что по дороге к нему даже купил один в некошерной кафейне. Подумал, раз он старый, больной, наверное, ему не обязательно именно кошерный, ведь правда?
— Ээ, ну, это не совсем так.
Мужчина смущенно улыбнулся.
— Ну, мне так показалось. Но главное, сейчас Вы словно с неба на меня свалились, затащили сюда в шесть утра, чтобы дать кошерный маффин – клянусь, я сейчас самый счастливый в Боропарке!
Тот причудливый путь, который Бог избрал, чтобы пожилому больному еврею не пришлось осквернить свой рот некошерной едой, был просто невероятным.
Растянутая связка на ноге. Пакет Шауля с
Когда Авраам провожал взглядом своего гостя, он знал, что тот тоже обдумывает эту потрясающую цепочку событий.
— Дайте-ка я Вам что-то скажу. – обернулся у выхода гость. — Бог заботится о ваших людях. И я тоже с удовольствием позабочусь о своем пациенте и обязательно куплю ему кошерный маффин в четверг днем. Я выучил свой урок!
Из журнала «Ами», 9 августа 2017 г.