В канун Шабата женщины зажигают свечи, а мужчины идут на Минху, которая плавно переходит в Кабалат Шабат, а затем в вечернюю молитву — Маарив. Когда мы идём на Минху, навстречу выходят уже помолившиеся (часом раньше) Минху и Аравит (и это до Минхи, на которую идем мы после зажигания свечей – и только Шма они скажут вечером дома, с их слов) — и это, как они высказываются, согласно ѓалахе.
Как такое может быть?
Да, такое возможно.
Чтобы пояснить, почему, постараемся раскрыть этот закон.
Мишна в начале четвертой главы трактата Брахот приводит спор между мудрецами и Рабби Йеудой о том, до какого времени разрешено читать дневную молитву. По мнению мудрецов, Минху разрешено читать до захода солнца. По мнению Рабби Йеуды, её разрешено читать до плаг а-минха.
С тех пор, как заканчивается время дневной молитвы, начинается время вечерней моливы, и, по мнению мудрецов, вечернюю молитву можно молиться только после захода солнца (предпочтительно после выхода звезд), а, по мнению Рабби Йеѓуды, – после времени плаг а-минха.
В Талмуде сказано, что по этому вопросу не было принято однозначного решения, в соответствии с чьим мнением ѓалаха (закон). Поэтому, утверждает Талмуд, каждый может решить для себя, как стоит себя вести: в соответствии с мнением Рабби Йеѓуды или в соответствии с мнением мудрецов.
Это решение приводится в кодексе законов Шулхан арух (233:1), но применение закона обуславливается тем, что человек будет постоянно придерживаться одного из мнений.
Выходит, что тот, кто обычно молится Минху после плаг а-минха, не может молиться вечернюю молитву до выхода звезд. Поэтому тому, кто хочет принять субботу раньше, следует изначально позаботиться о том, чтобы прочесть дневную молитву до наступления плаг а-минха. Тогда можно будет читать Маарив после наступления плаг а-минха.
Еще сказано в кодексе законов Шулхан арух, что в случаях, когда нет другого выбора, можно произнести молитву Маарив до захода солнца (но после плаг а-минха) даже тому человеку, который обычно молится дневную молитву после плаг а-минха. Однако такое разрешение вступает в силу при условии, что в тот день человек помолится прежде дневную молитву до плаг а-минха.
В исключительных обстоятельствах, когда невозможно собрать миньян на вечернюю молитву, разрешено помолиться Минху после плаг а-минха, и сразу вслед за ней – произнести молитву Маарив.