Различные мнения в иудаизме относительно операции прерывания беременности.
Традиционный еврейский взгляд на аборт не относится ни к одной из крайностей. Иудаизм не запрещает аборты как таковые, но и не считает, что прерывание беременности может происходить без серьезно обоснованной причины.
До момента появления ребенка на свет женщина может чувствовать, что плод — часть ее тела, а потому она сохраняет за собой право на прерывание беременности в случае, если та нежелательна. Но признает ли иудаизм право «выбирать» аборт просто по желанию? И в каких случаях все же разрешается провести эту операцию?
Чтобы получить четкое представление о том, когда аборт допустим (или даже необходим), а когда запрещен, требуется понимание определенных нюансов еврейского закона, регулирующих статус плода..
Самое базовое объяснение этого состоит в том, что зародыш рассматривается как полноценный человек, хоть и не совсем. В большинстве случаев к плоду относятся так же, как к любому другому человеку. Поэтому, как правило, преднамеренно наносить вред нерожденному ребенку запрещается. Например, иудаизм привлекает к ответственности не только того, кто намеренно вызывает у женщины выкидыш, но даже если кто-то случайно нанесет беременной женщине травму, из-за которой она потеряет ребенка, то по закону он должен за это отвечать.
Общепризнано, что плод считается полноценным человеком в потенциале, а потому для аборта должна быть очень веская причина.
По общему правилу, аборт в иудаизме разрешен только в том случае, если существует прямая угроза жизни матери из-за вынашивания плода или родов. При таких обстоятельствах ребенок получает статус родеф, то есть «преследователь» матери, имеющий намерение ее убить. И все же несмотря на классификацию плода как «преследователя», после появления на свет головы или большей части тела ребенка его жизнь уже считается равной жизни матери, а мы не можем предпочесть одну жизнь другой, поэтому в таком случае считается, что уже они оба «преследуют» друг друга.
Важно отметить, что причина того, что жизни матери все же отдается приоритет по сравнению с плодом, заключается в том, что он является причиной состояния, угрожающего ей, причем, не имеет значения, непосредственная это причина (например, из-за токсикоза, предлежания плаценты или нарушения положения плода) или лишь косвенная (такая, как обострение сахарного диабета, заболевания почек или гипертонии). Поэтому запрещается делать аборт для спасения какого-то другого человека, жизни которого плод не угрожает напрямую (например, ради использования органов плода для трансплантации), кроме будущей матери.
Иудаизм рассматривает как психические, так и физические факторы при оценке потенциальной угрозы, которую плод представляет для матери, и признает их. При этом степень потенциального психического ущерба, который мог бы оправдать прерывание беременности, широко обсуждалась различными авторитетами в области еврейского закона, однако к четкому единогласному мнению относительно точных критериев, разрешающих аборт в этом случае, они так и не пришли. Единственное, с чем согласны все, это то, что, если беременность вызывает у женщины суицидальные настроения, то это однозначно может стать оправданием аборта.
Как было сказано, еврейский закон, как правило, не согласен с тем, что одна человеческая жизнь может быть ценнее другой. Поэтому все же большинство крупных раввинов-законодателей запрещает аборты в случае обнаружения аномалий или нарушения развития у плода.
Эта статья — попытка выделить сущность традиционного еврейского подхода к абортам. Тем не менее, случай каждой отдельной женщины абсолютно индивидуальный, а параметры, определяющие допустимость аборта в рамках еврейского закона, насыщены многочисленными нюансами и невероятно сложны для понимания неподготовленным человеком. Поэтому крайне важно знать, что, сталкиваясь с необходимостью принять решение относительно прерывания беременности, в любом случае есть обязанность непременно проконсультироваться с компетентным раввином.