Недавно я увидел приложение для смартфона, предлагающее набор аудиозаписей, помогающих успокоиться, расслабиться, снять психологическое, мышечное напряжение, чтобы восстановить силы. Мне стало любопытно, какие звуки для этой цели использовали разработчики программы. К своему удивлению, кроме прочего, я обнаружил там и звуки грома, и завывания ветра. Разумеется, было и пение птиц, и шум прибоя, и шелест листьев. Но меня занимал вопрос – что может быть успокаивающего в звуках непогоды? Почему от звуков шторма или грозы на душе может становиться легче? Ведь непогода, застигшая в дороге, совсем не радует, а подчас может нести в себе опасность.
И тут я понял: человек, который слушает эти записи, обычно находится дома, а, если можно укрыться от стихии в теплом доме, у огня, под любимым пледом, то слушать ветер и раскаты грома за окном даже приятно. В такие моменты мы даже особенно сильно начинаем любить и ценить наш дом, где так тепло, спокойно и уютно.
Кузари пишет, что человек может получить удовольствие, только познав нужду.
Очевидно, так же и с духовным. В комментарии к Мишлей Виленский Гаон говорит, что человек ничего не сможет как следует постичь, если еще не испытал потребности в этом знании. Только тот, кто ищет и жаждет, может действительно познать. Не испытавший острой необходимости что-то истинное узнать, получит лишь поверхностное знание, которое не принесет ему особой радости, не преобразит его личность.
Говорит царь Шломо: «Богобоязненность – основа познания». Человек изучает святые книги, смысл которых научить тому, что велит Творец. Если человек ищет такие знания, он действительно приближается ко Всевышнему. Сказано в Пиркей Авот: «Если нет страха перед небесами, то нет и мудрости».
А в трактате Шабат говорится, что страх перед небесами – это то, что сохраняет мудрость. Чем богобоязненней человек, тем больше мудрости ему удается вместить.
Однажды рава Хаима Каневского спросили, почему некоторые люди более других преуспевают в изучении святых книг, хотя способности, на первый взгляд, у всех одинаковые. Он ответил, что, возможно, эти люди более богобоязненны и потому у них больше возможности вместить истинную мудрость.
Зная это, постараемся и мы перед тем, как слушать урок или читать святую книгу, задуматься, насколько велик Творец и сколько в мире всевозможных тягот, от которых Он нас оберегает. И тогда мудрость, содержащаяся в этих книгах и уроках, возможно, озарит нашу жизнь более ярким светом.