«И остался Яаков один, и боролся человек с ним до рассвета».
Берешит (32:25)
Было время, когда российские власти постановили, что все жители обязаны отправлять детей в школу, даже в Шабат. В ту пору в еврейском местечке
Звиль на кресло раввина сел раби Шломке. Вначале думали, что с помощью взяток и подкупа смогут избавиться от тяжкого постановления, но к сожалению, именно богатые люди общины первыми отправили своих детей в школы в Шабат.
Раби Шломке не готов был мириться с такой ситуацией. Он собрал габаев из синагог и велел им объявить перед всеми, кто приходит на молитву: каждый
еврей, отправляющий детей в школу в Шабат, не сможет больше подниматься для чтения Торы или вести молитву как хазан. Габаям было нелегко сообщить это, но они выполнили повеление раби Шломке.
Естественно, многие богачи Звиля восприняли это как объявление войны. Они угрожали габаям, но те твердо настаивали на своем, зная, что сама царица-суббота поддерживает их.
Видя, что габаи не уступают, некоторые богачи общины согласились и обещали больше не посылать детей в школу в Шабат. Но большинство всё еще продолжали упорствовать. Тогда раби Шломке перешел ко второму этапу. Он составил список упрямых богачей и обратился к разносчикам воды, решительно заявив: «Отныне и впредь я запрещаю вам доставлять воду этим евреям, пока они не раскаются. А кто пойдет наперекор, тот и года не проживет».
Разносчикам воды тоже было нелегко выполнить требование, тем более что именно богачи щедро платили им за воду. Но раби был непоколебим: «Я компенсирую вам половину убытков, вторую половину сами восполните. В любом случае – горе тому, кто мне воспротивится!»
В результате список упорствующих в грехе сократился. Многие в общине поняли, что не смогут противиться раби, и перестали отправлять детей в школу по шабатам. Но оставалось еще более двадцати грешников, которые по-прежнему были непоколебимы.
Раби Шломке перешел к третьему этапу. Он собрал членов похоронного общества Звиля, зачитал список упрямых богачей и повелел: «С этого дня запрещаю вам ухаживать за могилами этих евреев, включая и членов их семей. Их вообще нельзя класть в еврейские могилы!»
Вначале богачи не особо расстроились. Но вскоре, когда ребенок одного из них возвращался из школы, его насмерть переехала телега. Члены похоронного общества отказались хоронить ребенка: «Если заберешь остальных своих детей из школы и пообещаешь, что они больше не пойдут туда в Шабат, похороним твоего сына, а если нет – то нет…»
Прошел день, затем другой, в итоге у отца не осталось выбора… Он позвал их и подавленным голосом объявил, что принимает на себя все требования раби, лишь бы его погибшего сына похоронили. Когда этот богач смирился, то и остальные последовали за ним. Отсюда мы видим, что тот, кто воюет во славу Небес, всегда в итоге побеждает!