Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Братство воинов

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Ваикра (19:18)

Рассказывают, что как-то раз Виленского Гаона спросили: «Какова самая трудная заповедь в Торе?» А он ответил:

«Радоваться в праздники». Веселиться семь дней подряд без передышки. Вот вам причина испытывать зависть к святому Гаону. Мы не можем завидовать ему за его таланты – за то, что в шестилетнем возрасте он уже выступал перед публикой, а в возрасте бар-мицвы уже овладел всей Торой. Но если бы нам задали упомянутый выше вопрос, наш ответ звучал бы иначе: заповедь из этой недельной главы

– «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Наш учитель Рамхаль объясняет ее так:

«Как самого себя – без всяких различений. Как самого себя – без ухищрений и отговорок. Действительно как самого себя».

Счастлив тот, для кого это нетрудная заповедь – любить каждого еврея буквально так же, как и себя.

И как в самом деле можно прийти к такому уровню? Наши мудрецы сообщают, что Всевышний смотрел в Тору и по ней творил мир. Значит, нет ничего более естественного, чем выполнять заповеди Торы. Казалось бы, человеческая природа тянет к самолюбию, к эгоизму, а заповедь «возлюби ближнего» требует преодоления природы и сама противоположна ей. Более того, Тора сама свидетельствует об этой заповеди:

«Возлюби ближнего – как самого себя», то есть исходным мерилом должна быть твоя любовь к себе.

Наши мудрецы уже сообщили, что все ответы даны в самой Торе. Дающий подарок ближнему должен открыть ему путь, чтобы добраться до этого подарка (Бава Батра 71 а).

Нет более прекрасного подарка, чем Тора и заповеди. Вместе с ними мы получили также и путь, ведущий к их обретению. Это касается всех заповедей, и обсуждаемая нами здесь не является исключением:

«Возлюби ближнего своего, как самого себя – Я Б-г».

Известно такое понятие как «братство воинов». Что оно значит? Молодые солдаты – это сборная солянка из разных людей. У них разное прошлое, разное воспитание, они пришли из разных слоев общества . Случайно они оказались вместе в одном подразделении и попали на поле боя. Что сблизило их, что теперь они разделяют один хлеб, спешат друг другу на помощь и даже подвергают жизни опасности друг ради друга? Ответ в том, что когда есть общая цель и общая опасность, все силы объединяются, а все разделяющие преграды падают. Люди не перестают быть эгоистами, но их эго расширяется и включает уже все подразделение вместе с другими солдатами.

Рассказывают, как один ученик ешивы получил предложение жениться. Он все разузнал и пошел посоветоваться со своим учителем – гаоном раби Ихезкелем Левинштейном, мащгиахом ешивы Поневеж. Он рассказал, что все чудесно, только вот одно омрачает этот будущий брак: «Говорят, эта девушка эгоистична…»

«Так ведь это великолепно!» – отозвался машгиах. Ученик не понял и смутился, а тот объяснил:

«Пойми, эгоистичная девушка заботится лишь о себе. Но когда она будет замужем, ее эгоизм охватит также и мужа, а когда семья вырастет, и родятся дети – распространится и на них».

Это буквально так же, как эго отдельного солдата расширяется и начинает включать в себя весь отряд. Об этом и говорит Тора:

«Возлюби ближнего своего, как самого себя. Я Б-г». Все вы – солдаты в армии Б-га, а значит, подобает, чтобы между вами царило братство.

Гмара рассказывает (Сота 40 а), что раби Абау, бывший главой поколения, давал урок перед сотнями учеников шепотом. У него был ученик с сильным и звонким голосом, который слушал его и озвучивал перед всеми собравшимися. Однажды жена раби Абау сказала ему: «Слыхал ли ты о такой наглости? Жена того ученика встретила меня и сказала высокомерно: «На самом деле мой муж весь урок дает сам и лишь оказывает одолжение твоему мужу, делая вид, что слушает его и передает остальным его слова»».

Действительно, какая наглость! Но раби Абау ответил ей спокойно и с сияющим лицом:

«И какая тебе разница? Люди учатся, и Творец доволен. Какая разница, кто приготовил урок? Пусть благодаря мне и ему прославится Имя Всевышнего».

Пусть каждый знает, для чего он был сотворен в мире, и какова его задача. «А я был сотворен, чтобы служить моему Хозяину» (Кидушин 82 а).

«Благословен Всесильный наш, сотворивший нас во славу Свою». «Все сделал Б-г ради Себя» (Мишлей 16:4). «Каждый, кто назван Именем Моим, – во славу Свою сотворил Я его» (Ишайя 43:7).

«Народ этот образовал Я Себе, о славе Моей расскажут»

(Ишайя 43:21)

И пусть знает, что каждый еврей своим способом, со своей уникальностью и особенностями умножает славу Небес. Есть так много этой славы, которую еще нужно раскрыть в мире, а мы все призваны ради этой цели. Наш учитель Рамхаль укоренил знание о том, что любое раскрытие славы Небес в молитве, в благословении, в заповеди, в добром поступке и в изучении Торы, равносильном всему остальному, поднимает искры, плененные среди нечистоты, и приближает всеобщее исправление и избавление.

Зная это, мы протягиваем руку каждому новому воину, любому помощнику, брату и ближнему. В этом принцип «Расположился там Израиль напротив горы» – как один человек с одним сердцем (Шмот 19:2). Когда есть общий взгляд, общая задача, и каждый принимает в ней участие, она достигается благодаря всем вместе – тогда есть единство и братство. И нет рассчетливости и соперничества. Иерусалимский Талмуд приводит пример (Недарим 9:4): если левая рука задела правую, та не будет давать сдачи. Между прочим, все, что мы сказали о целом народе, справедливо и в отношении семейной ячейки и ее единства. Это хорошая тема для размышления и применения.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому