«И услышал Итро, священник Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что содеял Б-г для Моше и для Исраэля, народа Своего, что вывел Господь Исраэля из Египта…. И пришел Итро, тесть Моше, и его сыновья, и его жена к Моше в пустыню, где он расположился станом у горы Б-жьей». (Шмот 18:15)
Спрашивает Раши: для чего пишет Тора, что Итро пришёл в пустыню, «мы же уже знаем, что они находились в пустыне». Отвечает Раши, что Тора пишет это «в похвалу Итро…: он жил на своей родине (окруженный почетом мирским), но благородное сердце побудило его отправиться в пустыню, место необитаемое и дикое, чтобы услышать слова Торы». О величии Итро мы можем судить хотя бы благодаря тому, что его именем называется целая глава, в которой рассказывается о получении Торы.
Тот, кто задумается, сможет обратить внимание на интересный факт: многие великие люди в еврейской истории были герим. Как известно, царь Давид был потомком гиёрет Рут, соответственно, и Машиах (Мессия) будет её потомком. Раби Акива, благодаря которому не была забыта Устная Тора (см. Талмуд в трактате Йевамот 62б), был потомком геров (Рамбам в предисловии к Йад а-Хазака, см. также Санедрин 96б). Раби Меир, заложивший основы Мишны (см. Санедрин 86а), был потомком римского полководца Нерона, который принял гиюр (трактат Гитин 56а). Руководители своего поколения Шмайа и Автальон, которые, кроме всего прочего, были учителями величайшего еврейского мудреца Гилеля (см. Пиркей Авот 1:12), также были герами (Рамбам в предисловии к «Йад а-Хазака», и см. Тосфот Йом Тов на Пиркей Авот, там же). Онкелос, который перевёл Тору на арамейский язык и тем самым помог большому количеству людей понять многие места в Торе, тоже был гером (в трактате Гиттин 56б подробно рассказано о его гиюре). Талмуд в Трактате Санедрин (39б) говорит, что пророк Овадья был гером.
Рав Хаим Бен Этер в своём знаменитом комментарии «Орах Хаим» (раздел Ваехи) объясняет, почему эти высочайшие достижения еврейского народа стали возможны именно благодаря герам. Он пишет, что душа Адама являлась как бы деревом, с которым связаны все души, которые когда-либо вышли в этот мир либо в будущем выйдут в этот мир. С тех пор, как Адам согрешил, его душа как бы разбилась на маленькие кусочки, и многие ее части были разбросаны среди различных народов. Когда же те люди, которые «унаследовали» осколки великой души, делают гиюр и приходят, таким образом, в еврейский народ, они приносят с собой много святости.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«