«Нашедшие сохраняют, потерявшие рыдают» не является еврейской концепцией.
«Не должен ты, видя быка твоего брата или его агнца, отбившихся, устраниться от них; возвратить должен ты их брату твоему. А если не близок твой брат к тебе или ты не знаешь его, то возьми это в свой дом, и будет оно у тебя, пока не истребует брат твой его; и возвратишь это ему. И так же поступи с его ослом, и так же поступи с его платьем, и так же поступи со всякой потерей брата твоего, что будет потеряно им, а ты найдешь…» (Второзаконие 22:1-3)
«Возврат потерянных вещей» это одна из 613 мицвот Торы. На самом элементарном уровне это означает, что если мы найдём пачку с деньгами, лежащую на улице, мы обязаны искать хозяина денег и вернуть их ему.
Тора добавляет более глубокий аспект: «не можешь ты устраниться.» Поэтому у вас пропадает возможность проигнорировать ситуацию и продолжить свой путь.
Касательно потерянных вещей ключевым фактором является «симан» – опознавательный символ, по которому может быть определён настоящий хозяин.
Чем является признанный симан? Всем, чем угодно, при условии, что: 1) нестандартно для этого вида вещей и 2) предположительно, только хозяин знает о нём. Например: если вы находите зонтик с инициалами, нацарапанными на ручке или iPod с пятном от синих чернил, то это симан. А это означает, что вы обязаны постараться найти хозяина, чтобы возвратить вещь.
Иногда за симан можно принять конкретное место, где вещь была найдена, если это место нетипично для нахождения подобных вещей. Если есть мнение, что вещь умышленно оставили лежать, то трогать её не стоит – скорее всего, хозяин вернётся за ней.
Если вещь нашли в публичном месте и симан отсутствует, нашедший может взять её себе.
Найти хозяина
Коль скоро вы нашли вещь, вам понадобится разместить сообщения в округе или на Craigslist и поспрашивать людей о том, кто, по их мнению, мог потерять такую вещь: Например, вы объявляете: «01 июля найден портфель на Бруквиль Драйв. Потерявшему обращаться по телефону 555-1234.»
Ключевое значение имеет то, что вы должны дать достаточно информации о вещи, чтобы хозяин знал, что инфо относится к нему, но и не слишком много информации, не то может прийти некто без совести и предъявит права на вещь. Кто бы ни объявлял портфель своим, он должен указать «симан» – т. е. основные характеристики, например, цвет, размер и, возможно, некоторую часть содержимого. В этом случае мы уверены, что вещь возвращается в руки хозяина.
Пока мы не вернули вещь, мы не имеем права её использовать. Мы должны следить за ней и держать в безопасном месте. Однако, если вещь потеряна или её украдут, нашедший свободен от ответственности.
Что происходит, если никто не приходит и не предъявляет свои права на вещь. Мудрецы говорят, вы должны держать её у себя до тех пор, «пока не придёт пророк Элиягу» и не определит истинного хозяина.
Разрешается продать вещь, а деньги отложить: разумеется, хранение вещи может быть обременительно. В тот момент, когда становится ясно, что за вещью не придут, разрешается продать её, а деньги отложить для передачи хозяину. В этом случае характеристики вещи должны быть записаны, включая уточнение того, где и когда вещь была найдена и за какую цену продана.
Талмуд (Таанит 25а) рассказывает историю о том, как однажды курицы забрели во двор к Рабби Ханина Бен Доса. Рабби Ханина стал обязанным заботиться о курицах, пока не найдётся их хозяин. Птицы начали откладывать яйца, из которых вылупились цыплята – и вскоре владение Рабби Ханины оказалось покрытым стаей куриц! В целях консолидации собственности Рабби поменял всех куриц на нескольких коз и козлов.
Благодаря тщательному соблюдению мицвы Рабби Ханина увеличил благосостояние изначального хозяина куриц. Когда тот человек пришёл предъявлять свои права, его уже ожидало целое стадо коз и козлов.
Другие аспекты
Другой аспект этой мицвы означает принятие на себя ответственности за любой ущерб, нанесённый чужой собственности. Классический пример: если я случайно слегка столкнусь с другой машиной на парковке, я обязан оставить записку с моим телефонным номером.
Талмуд (Бава Меция 31а) расширяет эту идею и включает в неё «предотвращение ущерба». Например, если дому вашего соседа грозит затопление – а его нет дома – то вы обязаны организовать защиту из мешков с песком. (Потом вы можете попросить, чтобы ваши расходы были возмещены.)
Мицва возвращения потерянных вещей распространяется не только на материальные объекты, но и на абстрактные материи. Например, если кто-то поссорился с другом и с ним больше не разговаривает, нам следует постараться помочь восстановить дружбу.
Более того, если кто-то тонет или находится в иной физической опасности, их спасение тоже входит в мицву – ведь вы возвращаете им их жизнь!
Еврейское наследство
А вот ещё один аспект этой мицвы: Если кто-то потерял свою связь с иудаизмом, мы должны делать всё что в наших силах, чтобы помочь восстановить эту связь. Взяв эту идею на заметку, рассмотрим следующий пример:
Биржевой маклер Сэм звонит своему другу Биллу. «У меня есть горячая подсказка по новым акциям», говорит Сэм. «Их цена гарантированно удвоится к следующему утру!»
«О, про эти так называемые «горячие подсказки» я уже слышал», говорит Билл. «Тем не менее спасибо, но я воздержусь.»
Неделю спустя Билл снова получает звонок. «Привет, это я Сэм. Помнишь, про те великолепные новые акции, про которые я тебе говорил? Я, значит, вложил 10, 000 $ и они за ночь выросли в два раза. Я думаю, надо продолжить карабкаться вверх, так что я вкладываю уже 20, 000 $. Тебе ещё не поздно подключиться. Ты заинтересован?»
«Нет, спасибо», говорит Билл. «То, что быстро взлетает, должно быстро упасть. Я воздержусь.»
Неделю спустя Билл получает телефонный звонок. Это Сэм, биржевой маклер. «Вау, эти акции восхитительны. Они продолжают удваиваться и цена моих инвестиций сейчас более 100, 000 $. Ну же, Билл, почему ты не инвестируешь в эти акции? Они замечательны!»
Неделя идёт за неделей, месяц за месяцем, телефон продолжает звонить. Акции Сэма всё растут. А Билл по-прежнему не при делах.
В один прекрасный день телефон Билла звонит. (Он надеется, что это не Сэм с продолжением новостей об инвестициях). «Привет, это я, Сэм. Хочу тебе кое-что сказать. Помнишь, когда я несколько месяцев назад инвестировал те первые 10, 000 $? Ну, я в тот же момент взял ещё 10, 000 $ и проинвестировал их от твоего имени. Теперь этот инвестиционный портфель стоит более миллиона долларов. Мы — добрые друзья и я много забочусь о тебе, Билл. Так что просто дай мне изначальные 10, 000 $ и миллион долларов твои!»
Можете себе представить такую сделку?
Теперь перенесём это на историю еврейского народа. От Моше до Маймонида, от Священного Храма и до современного Государства Израиль, и всё время в промежутках, наши предки потели и воевали, и жертвовали, чтобы построить еврейское наследие. Наследие мудрости, идеализма, образования, заботы друг о друге и о мире.
Это не комплекс вины еврейского народа. Это о признании нашего права по факту рождения. Четыре тысячи лет еврейский народ собирал и собирает огромное сокровище, охранял и охраняет его, и просто ждёт каждого из нас, чтобы мы пришли и приобщились!