«Возьмите себе мужей мудрых, разумных и известных по коленам вашим».
Дварим (1:13)
«Кто подобен тебе, один народ на земле». Наш народ один, он объединен и связан. Заповедь любить еврея не знает границ общины, рода или страны рождения. И также – заповедь благотворительности. И принцип «все евреи ответственны друг за друга» включает весь народ, во всем его разнообразии и со всеми группами.
Мы – единый народ. Десять евреев из любой общины объединяются в миньян, и Шхина пребывает в их собрании. Это один народ, и все же «народ Израиля обитает по коленам своим» (Бемидбар 24:2). Это единство, включающее уникальность, сохраняющее индивидуальность каждого. В нем бережно хранятся наследие и обычаи, стихи и песни, сказания и притчи, законы и постановления.
«Возьмите себе мужей мудрых, разумных и известных по коленам вашим и поставьте их во главу», – сказал Моше Рабейну народу Израиля. А святой автор «Ор а-Хаим» объясняет: «Сказано «себе», чтобы сразу указать на смысл слова «по коленам вашим», ибо в этом будет ваше удовольствие – чтобы судьи в каждом колене происходили из него же». Пусть в каждой общине стоят во главе мудрецы Торы, происходящие из нее же, – те, что выросли в ней и понимают ее душу, знают ее наследие, ее уникальность, умеют направлять ее дух и прокладывать ей путь.
Гаон раби Сасай а-Коэн, автор книги «Биркат Ашем» к трактатам Талмуда, был главным раввином Джербы. Его сердце было чутким к проблемам членов его общины, которые боролись против бремени правления злодея. Этот властитель, желавший собирать максимально высокие налоги, назначил бессердечного человека, преследующего собственную наживу, в качестве «князя евреев». А тот нашел оригинальный способ выискивать богатых. Он ввел насильственную проверку… толщины шеи. Если толщина шеи растет, это признак того, что пропитание у ее обладателя в достатке, и что он пожирел от обильной еды. Значит, он должен платить щедрые налоги.
Моше Рабейну уже сказал в нашей главе: «И приказал я вашим судьям в ту пору, сказав» – чтобы они разделяли тяготы народа, насколько это возможно. Самоотверженный рав глубоко погрузился в эту проблему, но все его попытки смягчить нрав жесткого «князя» не принесли успеха. Когда же он пришел пожаловаться правителю города, тот швырнул в него стул и прогнал из своего жилища.
Что же сделал рав Сасай? Он попрощался с почтенными жителями своего города и направился в Тунис, в столицу страны, чтобы поговорить с царем о правителе города и его доверенном лице. Однако все пути к царю были перекрыты, и его миссия легко могла провалиться.
Тогда он пришел на урок к гаону раби Аврааму Хаджаджу, главному раввину страны, и посреди урока начал обсуждать с ним алахические вопросы, пока тот не удивился его величию в Торе. Главный раввин спросил, как его зовут, и чего он хочет. Он использовал свое влияние в царском дворце. Царь написал резкое письмо жестокому правителю, а рав потребовал через «раввинский трибунал» – высший авторитетный орган евреев Туниса – чтобы тиран, желавший быть «князем евреев», был приведен в цепях и ответил за свои преступления. Для евреев Джербы настал благополучный период.