На этот вопрос есть конкретный ответ
Антисемитизм, уникальный в своей универсальности, интенсивности, долговечности и иррациональности – и Холокост.
История предоставляет слишком много примеров бесчеловечности одних людей по отношению к другим: социальная несправедливость, религиозное угнетение, культурные столкновения, идеологические войны, классовая ненависть и почти все формы расизма и прочей нетерпимости.
Однако среди всех форм выделяется одна — антисемитизм. Уникальный по своей универсальности, интенсивности, долговечности и иррациональности, антисемитизм представляет собой историческое явление, выходящее далеко за пределы обычных социологических рамок.
В 1987 году президент Израиля Хаим Герцог собрал коллоквиум по антисемитизму, где среди прочих выступил профессор Майкл Кёртис из Университета Рутгерса, сказав следующее:
«Уникальность антисемитизма заключается в том, что ни один другой народ в мире никогда не обвинялся одновременно в отчуждении от общества и в космополитизме, в том, что его представители — капиталистические эксплуататоры, и в то же время защитники революционного коммунизма.
Евреев обвиняли во властном менталитете, но в то же время они — народ книги. Их обвиняют в том, что они являются воинствующими агрессорами и одновременно трусливыми пацифистами. В том, что они — избранный Богом народ, но и в том, что им присуща низшая человеческая природа. В высокомерии и в робости.
Их обвиняли в крайнем индивидуализме и приверженности сообществу. Они были виновны в распятии Иисуса и в то же время привлекались к ответственности за изобретение христианства».
Историк Мартин Гилберт в предисловии к своему «Атласу по истории еврейского народа» отмечает:
«По мере углубления в исследования еврейской истории росли мои удивление, подавленность и до некоторой степени потрясение из-за непрекращающегося иррационального насилия, преследующего евреев в каждой стране и почти во всех уголках земного шара. Эти страницы наполнены историями о преследованиях, изгнаниях, пытках, унижениях и массовых убийствах только потому, что ими полна сама история еврейского народа».
И все века перед нами стоит один и тот же вопрос: в чем же корень антисемитизма?
«Евреи богаты, сильны и управляют миром»
Многие утверждают, что антисемитизм — это естественная реакция на то, что политическая и экономическая власть часто оказываются в руках евреев.
Возьмем «Протоколы сионских мудрецов» — подложный антисемитский пропагандистский «документ» (созданный российской тайной полицией), якобы являющейся дискуссией о еврейских старейшинах, планирующих захватить мир. В 1920-е годы — наряду с Библией – это была самая продаваемая книга в мире. В США ее издание спонсировал сам Генри Форд. С тех пор она была напечатана на многих языках по всему миру и даже в настоящее время широко растиражирована в Японии.
Но могли ли еврейские богатства и власть действительно быть причиной проявления антисемитизма? Ведь евреи Польши и России (с 17 по 20 вв.) были довольно бедны и бессильны, однако их продолжали преследовать.
Казаки не проверяли банковские счета перед тем, как устраивать погромы. Когда нацисты создавали, а затем ликвидировали Варшавское гетто, евреи жили там в невероятно убогих условиях. И правда такова, что бедных евреев ненавидят точно так же, как и богатых.
Более того, если принять за истину то, что евреи «контролируют правительства разных стран», то почему никто не захотел принимать еврейских беженцев, изо всех сил пытающихся спастись из Европы во времена Холокоста? Без сомнения, при всем их богатстве и политической власти, по крайней мере, хотя бы одно государство позволило бы евреям укрыться на их территории! Однако, как известно, мировые лидеры не вмешиваясь в массовое истребление еврейского народа, а потому утверждение о том, что якобы евреи обладают каким-то глобальным политическим влиянием, представляется до боли абсурдным.
Успех еврея может заставить антисемита скрипеть зубами, но явно это не коренная причина антисемитизма.
«Евреи утверждают, что они — избранный народ»
Калифорнийский университет в Беркли провел опрос, в ходе которого группа американцев нееврейского происхождения должна была ответить на вопрос, верят ли они ряду негативных утверждений о евреях. Вряд ли кого-то удивит такой факт: после проверки результатов оказалось, что убеждение номер один (его придерживается 59% респондентов) — это то, что евреи считают себя богоизбранным народом.
Что ж, евреи действительно всегда утверждали, что они отличаются от остальных народов. На протяжении всей истории сыны Израиля держались особняком, не общались с неевреями без необходимости и имели совершенно другую этическую, культурную и социальную систему, другую одежду, другие законы и язык. В довершение ко всему, еврейское чувство национальной принадлежности никогда не было в первую очередь связано со странами, в которых они жили. Еврей всегда мечтал вернуться в Сион. Во многих отношениях представители этого народа всегда оставались в обществе аутсайдерами.
Если антисемиты ненавидят евреев из-за того, что те утверждают, что они избранные, то логично предположить: если евреи откажутся от своих притязаний на избранность, отношение к ним изменится.
Когда в Европе настала эпоха Просвещения, многие евреи сказали: «Вот он — наш шанс!» Они сбросили свою специфическую одежду, сбрили бороды, поступили в университеты и вступили в браки с нееврейками. В Германии и Австрии евреи громогласно заявили: «Мы больше не избранные и не особенные. Мы собираемся стать такими же, как вы. Наш дом здесь. Берлин — наш Иерусалим». После столетий ненависти евреи ожидали теплого приема от своих соседей-неевреев.
Но где мы видим наиболее жестокие проявления антисемитизма? Именно в Германии и Австрии — в то время и в том месте, где евреи отказались от притязаний на избранность!
Если избранность на самом деле является истинным обоснованием антисемитизма, то ненавидеть за аналогичные претензии на избранность следует многие народы. У американцев есть концепция Явного Предначертания, оправдывающая захват и освоение территории от Атлантики до Тихого океана «Божественной волей». Название Китай вообще означает «центр вселенной», а Япония — «место, где восходит солнце». Но за это они не встречают ненависть!
Предлагались и другие причины антисемитизма, но они также не имеют рациональных оснований. Некоторые говорят, что ненависть к евреям проистекает из того, что они отличаются от других или являются чужаками, но, как мы видели, даже когда евреи были такими же немцами, как сами немцы, антисемитизм не уменьшился, а даже наоборот.
Некоторые говорят, что евреи были удобным козлом отпущения. Но как предварительное условие для того, чтобы возникла необходимость выбрать козла отпущения, должна существовать ненависть (никто ведь не пытался в качестве козлов отпущения для решения проблем государства выбрать, например, маленьких людей, лилипутов, — ну, отличаются они от большинства, и что?).
Кто-то говорит, что антисемитизм возник на почве убийства Иисуса: евреи якобы убили Бога других народов. Но историки демонстрируют, что антисемитизм существовал задолго до христианства и проявлялся также в нехристианских странах.
Получается, все указанные «причины» вовсе не являются настоящими источниками ненависти, а лишь выступают как некие оправдания антисемитизма. В чем же тогда настоящая причина?
Попытка де-иудаизировать антисемитизм
В своем дневнике (запись от 11 апреля 1944 г.) Анна Франк размышляла:
«Кто отделил нас, евреев, от всех остальных людей? Кто допустил, чтобы мы до сих пор так страдали? Это Бог создал нас такими, какие мы есть, и Он же, Бог, поднимет нас снова. Если мы выдержим все страдания и если останутся еще евреи, когда все это кончится, то из всеми проклятого народа евреи станут образцом для подражания. Кто знает, может быть, как раз наша религия поможет миру и всем народам учиться добру, и из-за этого — и только ради этого — мы страдаем сейчас. Именно поэтому мы никогда не сможем стать просто голландцами или просто англичанами, или представителями любой другой страны. Мы навсегда останемся евреями, и мы сами хотим быть ими».
По сути, Анна четко сформулировала, что евреи могут внести особый вклад в мир — и из-за этого-то их преследуют.
Но в целом мир предпочел бы де-иудаизацию антисемитизма. Когда «Дневник Анны Франк» был адаптирован в бродвейской пьесе, мы услышали ее объяснение антисемитизма совсем по-другому:
«Почему евреев ненавидят? — спрашивает она. — Что ж, сегодня это одна группа людей, а на следующий день — уже другая…»
Иными словами, причины антисемитизма не имеют абсолютно ничего общего с еврейством. Евреи пережили Холокост, самую жестокую систематическую попытку убить целый народ в истории всего человечества — и это было не по причине соблюдения иудаизма или вообще еврейства. Просто нам «не повезло» — мы просто «оказались не в том месте и не в то время».
Причина антисемитизма Гитлера
Но был один человек, который ясно заявил, что ненависть к евреям вызвана некой еврейской уникальностью — Адольф Гитлер.
В его амбициях было отвратить мир от монотеизма и вернуть его к язычеству. Он отстаивал превосходство арийской расы: «Могущество наделяет правами… выживают наиболее приспособленные… истребляются немощные и увечные».
На пути Гитлера стояло только одно препятствие — евреи. Гитлер знал, что именно евреи внедрили в общество идеи любви к ближнему, помощи бедным и больным, концепцию равноправия, и он ненавидел эти послания евреев, потому что они полностью противоречили тому, каким хотел видеть мир он сам.
Гитлер утверждал:
«Проведение назначило меня величайшим освободителем человечества. Я освобождаю людей от ограничений, навязанных интеллектом; от грязных и лживых догм, навязанных совестью и моралью, и требований свободы и личной независимости, которые по силам лишь немногим».
И еще:
«Десять заповедей утратили свою силу. Совесть — это еврейское изобретение; это недостаток человека, подобный обрезанию».
Антисемитизм Гитлера не был средством для достижения цели. Он был его целью.
Спустя долгое время после того, как Нюрнбергские законы 1935 года фактически уничтожили всю еврейскую общину Германии, Гитлер все еще не испытывал удовлетворения от проделанной «работы». В 1942 году на Ванзейской конференции он выступил с предложением «окончательного решения еврейского вопроса», то есть геноцида.
После нацистского вторжения в Венгрию в 1944 году верхушкой Вермахта было определено, что железнодорожные пути должны использоваться главным образом для транспортировки дополнительных войск и оборудования на фронт. Гитлера призывали обеспечить действующую армию столь необходимыми ей солдатами и боеприпасами.
Но, игнорируя их предупреждения, вместо этого Гитлер приказал выделить железнодорожные пути для массовой депортации сотен тысяч венгерских евреев в лагеря смерти. Историки признают это решение ключевым фактором дальнейшего ослабления немецких военных усилий.
Очевидно, Гитлер считал убийство евреев даже более важным, чем победа во Второй мировой войне…
Гитлеру же принадлежат и такие удивительные слова:
«Если даже только какая-то одна страна по какой-либо причине допускает наличие в ней еврейской семьи, эта семья станет центром зародыша нового мятежа. Это станет возможно, если выживет хотя бы один маленький еврейский мальчик, не получив еврейского образования, не имея синагоги и еврейской школы; все дело в его душе».
Взгляд Торы на антисемитизм
Интересно, что сама Тора предсказывает существование антисемитизма и что евреев будут ненавидеть именно по причинам, отраженным в словах Гитлера.
Талмуд (Трактат Шабат, 69) заявляет:
«Почему Тора была дана на горе под названием Синай? Потому что великая «син’а» (ненависть) к евреям, исходит с Синая» (в данном случае речь идет о созвучии слова с названием горы).
До того, как была дана Тора, люди строили свою жизнь на субъективном представлении о добре и зле. На Синае же еврейскому народу было сказано, что есть один Бог для всего человечества, который предъявляет к людям определенные моральные требования. Вы не можете жить так, как вам нравится; есть высшая инстанция, которой вы подотчетны.
На евреев была возложена ответственность представлять эту мораль и быть светом для народов. Несмотря на то, что еврейский народ составлял лишь крошечную часть населения мира, его идеи стали основой цивилизованного мирового сообщества. И параллельно с этим евреи стали громоотводом для противников концепции нравственности. Вот почему, например, СССР, хотя и был в свое время огромной сверхдержавой, считал для себя реальной угрозой горстку евреев, которые хотели изучать иврит.
Но почему люди так ненавидели идею морали?
Рассмотрим цитату английского писателя, философа Олдоса Хаксли из его книги «Признания атеиста»:
«У меня были причины не желать, чтобы мир имел смысл; следовательно, я предположил, что его не было, и смог без труда найти удовлетворительные основания для этого предположения. Для меня, как и, без сомнения, для большинства моих современников, философия бессмысленности была по существу инструментом освобождения.
Освобождение, которого мы желали, было одновременно освобождением от определенной политической и экономической системы и освобождением от определенной системы морали. Мы возражали против морали, потому что она мешала нашей сексуальной свободе».
А для того, кто отвергает мораль и совесть, единственный способ избавиться от этой идеи — это… уничтожить того, кто ее несет.
Зачем быть евреем?
Решение проблемы антисемитизма — обратная сторона его причины. Еврейские ценности являются причиной антисемитизма и в то же время они — это его решение. Только изучая Тору и обучая ей других, мы можем надеяться когда-либо привести мир к тому состоянию, когда зло может быть искоренено.
Когда люди примут то нравственное учение, которое иудаизм принес в мир, получив его на горе Синай, — что есть Всевышний, который требует определенного этического поведения от каждого человека, — тогда Холокост будет невозможен.
В этом вся ирония еврейской истории.
Мир не может принять идею, пока ее носители не изучат ее сами и не научат ей других. И пока что мир отчаянно нуждается в еврейской идее. Ну, а теперь, как говорил великий Гилель а-Закен, иди и учись.
- По материалам семинара Рафаэля Шора «Почему евреи?».
- Цитаты Гитлера приведены из книги Германа Раушнинга «Гитлер говорит», издательство Kessinger Publishing, 2006.
- Цитаты Анны Франк приведены из главы о Холокосте энциклопедии Йосефа Телушкина «Еврейский мир».