«И не оскверняй землю, в которой вы живете, в которой Я нахожусь, потому что Я, Господь, нахожусь в среде сынов Израиля»
(Бемидбар, 35:34)
Написал Раши: «Потому что Я, Господь, нахожусь в среде сынов Израиля — даже тогда, когда они осквернены, среди них находится Шхина (Божественное присутствие)». Это вызывает вопрос: сказано в трактате «Йома» (85а), что кровопролитие оскверняет землю и приводит к тому, что Шхина удаляется от Израиля. И Раши там пишет: «Шхина удаляется — как написано: ‘…землю… в которой Я нахожусь’, потому что если оскверните, то Я не буду там находиться; это сказано об убийце».
На первый взгляд, слова Раши противоречат сами себе, ведь здесь, в комментарии на Пятикнижие, он написал, что даже когда евреи осквернены, Шхина находится среди них.
Тем не менее, источник сказанного Раши — в Сифри. И там приводятся оба высказывания, которые кажутся противоречащими друг другу.
Мальбим объясняет, что в действительности тут нет противоречия, потому что, даже когда Шхина удаляется от Земли Израиля, она не удаляется от евреев, и Всевышний находится среди них всегда.
Мы удостоились понять важное правило. Когда есть кровопролитие, Шхина удаляется от Израиля, то есть — от Земли Израиля. Но все еще обитает среди сынов Израиля, в каком бы духовном состоянии они ни находились. Об этом говорит Раши: «Даже тогда, когда они осквернены, Шхина находится среди них».
И еще сказано там, в продолжении Сифри: «Рабби Натан говорит: мил Израиль Богу, потому что во всех местах, куда они уходили в изгнание, с ними была Шхина. Ушли в Египет — Шхина с ними, как сказано… Ушли в Вавилон — Шхина с ними, как сказано… Ушли в Эйлам… Ушли в Эдом — Шхина с ними, как сказано… И когда они возвращаются из изгнания, Шхина с ними… Рабби говорит: на что это похоже? На царя, который говорит своему рабу: если меня будут искать — я у моего сына. Все время, когда ты Меня ищешь, Я у Моего сына».
Об этом мы и говорим. Шхина все время с еврейским народом, в каком бы положении он ни находился. Но от земли она удаляется, если мы этого заслуживаем своими грехами.