«И отвечал Йосеф Паро, говоря: Не моя (мудрость толкования)..! (Берейшит 41:16)
Йосеф был наказан двумя дополнительными годами в тюрьме, поскольку положился на виночерпия, говоря: «Если вспомнишь меня» [а не положился на Творца]. Как известно, цель любого наказание Творца – чтобы человек выучил из него, каким образом исправить изъян. Если так, то, на первый взгляд, нам необходимо понять, каким образом после того, как разгадал Йосеф сон фараона, он сказал ему: «И ныне, да усмотрит Фараон мужа рассудительного и мудрого и поставит его над землею Египетской», ведь на первый взгляд это выглядит как старание, чтобы Фараон вспомнил его к лучшему [и, следовательно, как недостаток в уповании на Творца].
Однако в действительности Йосеф[находясь в тюрьме] серьезно задумывался о том, за что получил это наказание, и ему удалось постичь истинную глубину упования на Творца [которая требуется от человека]. И именно – чтобы человек прояснил для себя, что у любой «причины», которую ему пошлёт Творец, нет совершенно никакой самостоятельной силы, поскольку вся сила принадлежит только Ему, благословен Он. И доказательством этому может служить первое слово, которое Йосеф употребил, отвечая на просьбу Фараона «Я слышал о тебе: ты внемлешь сну, чтоб истолковать его», — «Не моя (мудрость)». На первый взгляд, странно: почему Йосеф должен был полностьюотрицать свою мудрость, ведь он мог сказать: «Да, я немного разбираюсь в этом, однако это не моя мудрость, а Всевышний дал её мне» или что-то вроде этого. А вместо этого он говорит однозначно, что у него нет никаких сил вообще. Ведь весьма возможно, что Фараон поймёт [из такого ответа], что слух, который распространяют про Йосефа о его незаурядном умении разгадывать сны — ошибочный, и тем самым потеряет свою последнюю возможность освободиться из заключения.
Однако на это Йосеф не обращал внимание вообще, зная, что прежде всего ему необходимо аннулировать в своём сердце важность материальных «причин» и явно осознать, что все силы принадлежат только Б-гу. И в этом заключается основа упования на Творца. Из этого мы явно видим, насколько серьёзно преуспел Йосеф в своём учении все два года, которые он оставался в тюрьме. Только после того, как стала явной высокая ступень упования Йосефа, не было проблемой «постараться», обращаясь к Фараону с советом: «И ныне, да усмотрит Фараон мужа рассудительного…». Ведь, на самом деле, не старание противоречит упованию, а ожидание, что именно это старание принесет плоды. Зная, что все от Всевышнего, проявить старание и при этом не рассчитывать на его немедленный эффект (что, конечно, не просто), — это и есть путь Торы.
По Михтав МиЭлияу, 4-ая часть
Этот матерьял был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«