«Всю заповедь, которую Я заповедую тебе сегодня, храните, чтобы исполнять»
Дварим (8:1)
Почему здесь говорится «всю заповедь» в единственном числе? Ведь речь идет обо всех 613 заповедях!
Автор книги «Сифтей Коэн» рабби Шабтай Коэн объясняет, что человек склонен впадать в отчаяние, говоря: «Кто же способен выполнить все заповеди? Ведь их так много! Вот почему Тора сказала: не думай вовсе об остальных заповедях, думай лишь о той единственной, что стоит перед тобой. Исполни ее, и для тебя сработает принцип «заповедь влечет за собой заповедь», и будет «награда за заповедь – заповедь», и так протянется целая цепочка».
Поэтому прежде, чем исполнять заповедь, мы благословляем: «Который освятил нас Своими заповедями» – во множественном числе, то есть всеми заповедями вместе – «И заповедал нам» совершить какое-то конкретное действие. Здесь возникает естественный вопрос: зачем упоминать все заповеди, если мы собираемся исполнить лишь одну из них? Но ответ всё тот же: нам говорят, что отдельная заповедь, которую мы собираемся сделать, в силах привлечь и привести к исполнению всех остальных заповедей.
Об этом говорят наши мудрецы (Кидушин, 39б): «Каждому, кто исполняет одну заповедь, делают добро, продлевают жизнь, и он наследует землю». Ведь всё достигается силой одной заповеди.
Автор «Сифтей Коэн» добавляет, что в таком ключе нужно понимать Писание: «Из уст Высшего не выйдут злые вещи и добро» (Эйха, 3:38). Здесь не сказано «добрые вещи» во множественном числе. Ведь первый добрый поступок – от самого человека, а он уже влечет за собой остальные добрые вещи, как сказано:
«Человек освящает себя слегка – его освящают сильно. Он освящает снизу – его освящают сверху» (Йома, 39а).
В беседе с учениками рав Бен-Цион Аба Шауль сказал: «Есть формы и способы,
указывающие на любовь к заповедям. Например, когда человек радуется тому, что удостоился их исполнить. Вспомните того мудреца, который нашел потерянную вещь и, сумев отыскать ее владельца и вернуть ее ему, от радости подарил друзьям конфеты» (Ор ЛеЦион – Мудрость и Этика, 212).
Кем был тот мудрец, и кем были его друзья?
Рассказывает раби Бен-Цион Муцпи:
Я пришел в ешиву и заметил столпотворение в коридоре. Приблизился и увидел, что наш учитель раздает конфеты ученикам. Я спросил, отчего такая радость, и он сказал в который уже раз: «Сегодня я удостоился исполнить повелительную заповедь из Торы, а это – наподобие заповеданной трапезы. Я поднял на улице кошелек, а затем стал искать и нашел владельца этой вещи. Мне удалось выполнить заповедь возвращения пропажи. За это я благодарен Творцу!»
Написано (Песнь Песней, 7:6): «Царь связан в бегах». Раши так комментирует это: «Святой, благословен Он, связан любовью к заповедям и тем, что вы бегаете перед Ним. Разве кто-то не хочет, чтобы Всевышний был связан с ним узами любви? Это в наших силах – нужно лишь бежать к исполнению заповеди».
Действительно, как это понять? В чем секрет важности бега и спешки? Мы выучили это от нашего учителя. Писание говорит: «По полю ленивого человека проходил я и у виноградника человека бессердечного. Весь он порос сорняками, покрыл его бурьян, каменная ограда его развалилась» (Мишлей, 24:30). Мы видим, – сказал раби (Ор ЛеЦион, Мудрость и Этика, 155) – что лень указывает на бессердечие, притупление чувств, равнодушие и закрытость. Расторопность, с другой стороны, означает теплое чувство и живое сердце. А ведь Милосердный требует сердце (Санедрин, 106б).