И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в них
Комментирует знаменитый каббалист из Цфата, рав Моше Альших: «Тут сказано не «в нем», а «в них» – в каждом еврее».
В книге Зоѓар проясняется, что Мишкан и позже Храм являлись прообразом духовных миров, от которых зависит весь наш материальный мир, а каждый еврей, в свою очередь, – прообраз Храма, а его сердце – прообраз Святая Святых.
Основываясь на этих словах книги Зоѓар, рав Хаим из Воложина пишет следующее: «Если таково значение сердца человека, то в то время, когда он позволяет себе в сердце своем непристойные мысли, он как бы впускает блудницу в Святая Святых духовных миров, и, таким образом, увеличивает, не дай Б-г, силу нечистоты на Небесах гораздо в большей мере, чем это произошло, когда Тит совершил грех с блудницей в Святая Святых.
Это же следует сказать о любом грехе, который человек вносит в свое сердце, он как бы сжигает тем самым святой Храм, упаси Творец».
О том, насколько дурные мысли являются серьезным грехом, мы можем убедиться из сказанного в трактате Йома: «дурные мысли хуже (в определенном аспекте) дурных поступков».
Рамбам в книге Морэ Нэвухим (3:58) поясняет эти слова мудрецов: действие человек совершает при помощи тела — внешней, физической, оболочки души. Тогда как мысли — это действия самой души человека, его разума, его сущности. Таким образом, греховные мысли в большей степени пятнают и порочат самого человека, чем действия.
Если дурные мысли настолько плохи, как с ними бороться, если они невольно приходят к человеку?
Прежде всего, нужно знать, что если какая-то дурная мысль приходит к человеку не по его воли, это еще не грех. Наши мудрецы сказали (Талмуд, трактат Бава Батра 164б), что дурные мысли являются одной из тех вещей, от ежедневного «посещения» которых человек не может избавиться. Грех же заключается в том, что человек продолжает думать те дурные мысли, которые к нему пришли, и не отгоняет их.
Каким же образом возможно отогнать дурные мысли?
Только путем того, что человек станет думать о чем-то положительном, ведь мыслям невозможно сказать: «Стоп!» Поскольку человек не может одновременно думать о двух вопросах, если он начинает думать о чём-то другом, то первая мысль уходит и забывается. И так пишет Рамбам (Законы запрещенных половых связей, 21:19): «Если человеку приходит в голову дурная мысль, он должен увести сердце свое от пустых и губительных вещей к словам Торы».