А теперь, Израиль, слушай уставы и законы, которые Я учу вас исполнять, чтобы вы жили и пришли, и овладели землёй, которую Б-г, Г-сподь отцов ваших, даёт вам. Не прибавьте к тому, что Я заповедую вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Б-га, Г-спода вашего, которые Я заповедую вам. Глаза ваши, видящие то, что сделал Б-г с Бааль-Пеором; ибо всякого человека, кто следовал за Бааль-Пеором, истребил Б-г, Г-сподь твой, из среды твоей. А вы, прилепившиеся к Б-гу, Г-споду вашему, — живы все вы сегодня.
(Дварим 4:1-4):
Периодически приходится слышать критику в адрес консерватизма раввинов, настаивающих на соблюдении даже мельчайших деталей древних обычаев и в штыки встречающих любую попытку внести изменения в иудаизм, вдохнуть в него новую жизнь. Некоторые идут ещё дальше и говорят, что ортодоксия вообще отказалась от будущего и живёт только прошлым и преданиями древности.
В вышеприведенных четырёх стихах Торы сформулированы четыре основополагающих принципа:
- Исполнения заповедей является залогом продолжающегося существования еврейского народа;
- Запрещено добавлять и убавлять в том, что касается исполнения заповедей;
- Всякий еврей, служащий Бааль-Пеору, будет отсечён от народа;
- Сопричастность с Б-гом и есть жизнь. На первый взгляд, абсолютно непонятна связь между вторым и третьими пунктами. Разве способны незначительные изменения в заповедях привести к самому низкому виду идолопоклонства в мире?
В чём заключался культ Бааль-Пеора?
Бааль-Пеор являлся полным противоречием Торы. Тора рассказывает, что Адам, совершивший первый грех, скрыл свою наготу при встрече со святостью, с Б-жественным.
И услышали голос Всевышнего, раздававшийся по саду в ветре дневном, и укрылся человек и его жена от Всевышнего средь деревьев сада. И воззвал Всевышний к человеку, и сказал ему: «Где ты?» И сказал он: «Голос Твой услышал я в саду и устрашился, ибо наг я, [потому] и укрылся!» И сказал Он: «Кто поведал тебе, что наг ты? Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты поел?» (Бере-шит 3:8-11)
Творение предстаёт перед Творцом, только покрывая себя.
Поклонение Бааль-Пеору требовало обнажения в полном смысле этого слова. Обнажение это сопровождалось Абсолютной разнузданностью, которая, как предполагалось, должна была привести человека в состояние небывалой свободы и раскрепощения.
Происшествие с (погонщиком осла по имени) Совта из Улема, осла, которого наняла одна нееврейка [поехать] поклоняться [Бааль]-Пеору. Когда достигли они дома [поклонения Бааль]-Пеору, сказала ему: «Подожди меня здесь, пока я войду и поклонюсь [Бааль]-Пеору». Когда вышла [оттуда], сказал ей: «Подожди меня здесь, пока я войду и сделаю, как сделала ты». Что сделал? Вошёл и справил нужду, и потёрся носом [идола Бааль]-Пеора. И все [идолопоклонники] прославляли его и говорили: «[Никогда ещё] не делал человек так [подобающе], как сделал этот!» (Иерусалимский Талмуд Санэдрин 10, 2)
С другой стороны, свобода, о которой говорит Тора, — это свобода, основанная на нормах и законах.
Сказал раби Еошуа бен Леви: «Каждый день слышится голос с горы Хорев (она же Синай), который говорит и объявляет: «Горе людям от обиды Торы, поскольку всякий, кто не занимается Торой, называется пристыженным, как сказано (Мишлей 11:22):
«Кольцо золотое в носу свиньи — женщина красивая и бестолковая». (Буквы слов стиха образуют слово «пристыженный») И сказано (Шмот 32:16): «А скрижали — сделаны Г-сподом они, а надпись — написана Г-сподом она, высечена на скрижалях». Не читай «высечена» (харут), а читай «свобода» (херут), поскольку нет человека свободного, помимо человека, занимающегося изучением Торы. И всякий, кто занимается Торой постоянно, — поднимается, как сказано (Бемидбар 21:19): «Из Матана [в] Нахлиэль, и из Нахлиэля [в] Бамот» (букв. «Из дара [в] удел Б-га, и из удела Б-га [в] высоты». Иначе говоря, дарование Торы ведёт в удел Б-га, из которого можно достичь заоблачных высот)». (Авот 6, 2)
В чем спор между Торой и культом Бааль-Пеора?
Бывают разные виды свободы. В человеке сосуществуют два начала. Одно — животное: ведь в том, что человек питается и совокупляется, он подобен животному. Но в человеке также есть ещё одна сторона — образ и подобие Б-га: ведь человек разумен, наделён даром речи и способен на творческую и созидательную деятельность. Свобода, которую даёт Бааль-Пеор, — это свобода животного начала человека от его Б-жественного начала. Свобода, которую даёт человеку Б-г Израиля, — это вечная и безграничная свобода, которая достигается посредством усиления Б-жественного начала человека.
Вся история человечества — это история конфликта между этими двумя началами, сосуществующими в человеке. История еврейского народа — это тоже история разногласий между различными группами и мнениями.
Во времена Второго Храма в еврейском народе существовало несколько религиозных течений. Под контролем секты цдуким находился Храм и священничество. Ессеи удалились от мирской суеты в горы Иудеи и стали вести там отшельнический образ жизни. В своих политических взглядах прушим — представители раввинского иудаизма — разрывались между поддержкой зелотов и де-факто правивших римлян. Прушим, однако, были продолжателями еврейской традиции, которая передавалась из поколения в поколение: от Моше — к пророкам, и от пророков — Мужам Великого Собрания.
С исторической точки зрения, вопрос состоит не столько в том, чей подход к еврейской традиции был более правильным, сколько в том, какое из этих течений смогло сохраниться до наших дней.
А вы, прилепившиеся к Б-гу, Г-споду вашему, — живы все вы сегодня. (Дварим 4:4)
Уклад жизни общины — основа любого течения иудаизма
Лучшим доказательством правоты какого-либо течения иудаизма является: «Живы все вы сегодня». Не абстрактное доказательство, основанное на некой книге или археологической находке, а проверка жизнью. Правоту подхода ортодоксального иудаизма лучше всего доказывают не книги и не конференции, посвящённые вопросам будущего еврейского народа, а полные жизни еврейские общины. Синагоги, в которых евреи молятся вместе со своими сыновьями и внуками; три поколения евреев, сидящих за одним субботним столом и поющих традиционные еврейские песни.
Одним из первых нововведений, сделанных на заре реформистского движения в Германии, стала отмена молитвы «Якум пуркан», написанной во времена еврейской автономии в Вавилоне в эпоху геоним, которая содержит, помимо всего прочего, благословение главе еврейской автономии — «главе изгнания».
Несомненно, что с чисто научной, исторической точки зрения, реформисты были правы в своём желании исключить эту молитву из литургии. К каким результатам, однако, привела эта реформа? В конце концов, дело дошло до того, что реформисты исключили из литургии и молитву, с которой евреи веками обращались к Творцу ещё со времён разрушения Храма: «Да увидят глаза наши Твоё возвращение в Сион». Они решили избавиться от извечной еврейской тоски по Сиону и надежды вернуться в Иерусалим, говоря, что их Иерусалимом является Берлин, а Сионом — Америка.
Не прибавьте к тому, что Я заповедую вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Б-га, Г-спода вашего, которые Я заповедую вам. Глаза ваши, видящие то, что сделал Б-г с Бааль-Пеором; ибо всякого человека, кто следовал за Бааль-Пео-ром, истребил Б-г, Г-сподь твой из среды твоей. (Дварим 4:2-3)
И вот поднялся страшный ураган, который практически до основная разрушил европейское еврейство и уничтожил миллионы евреев. И тогда реформисты решили раскаяться… слегка и потихоньку вернули Сион и Иерусалим в порядок молитв.
Не так давно я читал о том, что главная реформистская синагога в Торонто приняла историческое решение вернуть биму в центр молельного зала и изменить направление молитвы в сторону Иерусалима. Важность этого решения состоит в том, что исторически бима в реформистских синагогах находилась, подобно церквям, во главе молельного зала. Да и сами реформистские синагоги строились, в отличие от ортодоксальных, не по направлению к Иерусалиму.
Вышесказанное относится не только к идеям и течениям, которые изменили основам Торы и вывернули её наизнанку, но и в отношении течений, находящихся в рамках традиционного иудаизма, уделяющих чрезмерное внимание какой-то одной заповеди, что искажает и извращает Тору.
Я как-то проиллюстрировал эту идею следующей притчей. Представим себе автомобиль с пассажирами, в котором внезапно происходит поломка. В этом случае водителю придётся притормозить и свернуть с дороги, чтобы починить машину. Очевидно, что ничего страшного не произошло: ведь пассажиры могут продолжить свой путь в другой машине или подождать, пока будет исправлена эта. Если же речь идёт о самолёте, несущемся в облаках, даже незначительная поломка в двигателе может стать причиной трагедии. Еврейский народ подобен самолёту, летящему в небесах, поэтому любые изменения, если они не продиктованы острой необходимостью, чреваты катастрофой.
Вечность законов, данных Всевышним, находится выше наших научных знаний, выше истории, выше человеческого духа. Залогом близости к Б-гу является осознание первостепенной важности Б-жественного начала человека. Достижение вечной жизни возможно только через освобождении этого начала. Для того, чтобы дать выход Б-жественности, заложенной в человеке, ему необходимо держать в сокрытии своё животное начало.
Бааль-Пеор является воплощением веры в то, что человек обладает властью над своим божеством. Веры в то, что залогом свободы, которой так жаждет человек, является раскрепощение тела и его преобладание над душой и духовностью.
Лишь тонкая грань проходит между этими двумя противоположностями. Как известно место захоронения Моше находилось напротив Бааль-Пеора.
А вы, прилепившиеся к Б-гу, Г-споду вашему, — живы все вы сегодня. (Дварим 4:4)
Продолжающееся существование иудаизма зависит от знания и исполнения заповедей. Об этом говорится в конце на шей главе в «Шма Исраэль» — отрывке, который каждый еврей с любовью произносит дважды в день: утром и вечером.
Слушай, Исраэль, Б-г, Господь наш, Б-г Один. И возлюби Б-га, Господа твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем могуществом твоим. И будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоём. И повторяй их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоём, и идя дорогою, и ложась, и вставая. И повяжешь их в знак на руку твою, и будут они украшением меж глаз твоих. И напишешь их на косяках дома твоего и на вратах твоих. (Дварим 6:4-9)
Основа здесь — это «и повторяй их сынам твоим». Очень горько видеть замечательные еврейские семьи, гордящиеся своим еврейством, дети которых не получают практически никакого еврейского образования. Люди, чьи отцы и деды в советские времена шли на небывалые жертвы ради сохранения тлеющего уголька еврейства, вспоминают о еврейском образовании своих сыновей лишь незадолго до бар-мицвы для того, чтобы те с горем пополам смогли благословить на чтение Торы.
Однако если речь заходит о праздничном мероприятии в честь бар-мицвы, те же самые семьи готовы тратить огромные деньги и приглашать известных певцов и артистов для того, чтобы их застолье по роскоши затмило пиры царя Шломо в пик его царства. При этом их нисколько не волнует, что столы на этих пиршествах ломятся от еды, которую запрещает Тора и которую испокон веков ни один еврей даже не подумает ставить на свой стол. Разве таким образом подобает праздновать вступление сына в возраст соблюдения заповедей? Разве так заботятся о преемственности наследия отцов? Или этот торжественный день является лишь поводом для грандиозного празднования обычного дня рождения?
Разумеется, нельзя вменять в вину этим людям такое поведение. Еврейский народ — это святой народ, и люди эти поступают так по незнанию. Вследствие коммунистического порабощения многие евреи переняли обычаи окружающих народов и , к сожалению, не понимают всей строгости запрета некошерной еды с точки зрения еврейского религиозного законодательства.
Как бы то ни было, ключ ко всему заключён в «и повторяй их сынам твоим» — в еврейском образовании. Когда наши дети будут знать об иудаизме больше своих родителей, проблемы эти решатся сами по себе.
А вы, прилепившиеся к Б-гу, Г-споду вашему, — живы все вы сегодня. (Дварим 4:4)
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшимда «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.