Вино, которое служило для возлияний — яин несех
Так как культовое служение в прошлом часто сопровождалось винными возлияниями, а вся атрибутика, используемая для культового служения идолам, запрещена в любое использование, соответственно, и из вина, используемого для культового служения, строго запрещено извлекать любую выгоду и наслаждение. Запрет этот записан в Торе (см. Шмот 34:15 и Дварим 32:38) и он имеет название «яйн нэсах» («вино возлияний (мнимым божествам)»).
Рамбан пишет, что даже в случае, когда жизни человека угрожает опасность, извлекать какое-то удовольствие от «яйн нэсах», хотя любые запрещенные продукты, как, например, свинину, человек не только имеет право употребить, но даже обязан это сделать, чтобы спасти свою жизнь.
Нееврейское вино — стам ейнам
Мудрецы постановили запрет пить и извлекать любую выгоду из нееврейского вина, о котором доподлинно не известно, использовалось ли оно в культовых целях. Такое вино носит название «стам ейнам» («вино, принадлежащее нееврею, о котором неизвестно, использовалось ли оно в культовых целях»). Данный запрет включает в себя вино, приготовленное неевреем, а также еврейское вино, к которому пусть даже только один раз прикоснулся нееврей («Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 123:15).
Дополнительные запреты, связанные с вином
В рамках данной статьи будет рассмотрен лишь аспект кашерности вина, связанный с проблемами «яйн нэсах» и «стам ейнам». Помимо этого, вопрос о том, разрешено ли еврею употреблять какое-либо вино и извлекать из него выгоду, зависит от целого ряда законов. Так, например, необходимо быть уверенным, что все входящих в состав вина пищевые добавки прошли раввинский контроль, что в вине не присутствуют живые организмы, разлечимые невооруженным глазом, соблюдены законы трумот, маасрот, орла, нэта рэваи, килаим, шмита и прочие.
В случае значительного ущерба
Т.к. в наше время не принято использовать вино в культовых целях, в случае значительного ущерба разрешено извлекать выгоду из «стам ейнам», но пить его и сегодня запрещено в любом случае (прим. Рамо к «Шулхан Аруху», там же; «Сифтей Коэн», там же, 124:1).
Еврей, нарушающий законы Торы
Кашерное еврейское вино, к которому прикоснулся еврей, прилюдно нарушающий законы субботы, служащий чуждым божествам или совершающий другие запреты Торы, с целью разгневать Всевышнего (не просто для удовольствия), запрещено пить, но выгоду от такого вина извлекать не запрещается. Данный закон не распространяется на случаи, когда речь идет о тех, кто нарушает законы субботы вынужденно, например, под угрозой смерти. Согласно некоторым мнениям, запрет не распространяется на случаи когда речь идет о тех, кто не получил традиционного еврейского воспитания («Мишнэ Алахот», таняна, ч. 2, п. 36).
Ислам
Ислам проповедует единобожие, поэтому прикосновение представителя мусульманской веры, равно как и любого другого нееврея, верующего в единого Б-га, к еврейскому вину запрещает его только в питье, но выгоду из него извлекать разрешено. Тем более это верно в отношении тех, кто проходит процесс перехода в еврейскую религию (гиюр), или тех, кто выполняет 7 законов детей Ноя.
Прикосновение, запрещающее вино
Прикосновение, запрещающее вино – это прикосновение непосредственно к вину рукой или каким-либо предметом, питье, приподнимание открытой бутылки с вином или взбалтывание вина, находящегося в открытом сосуде («Шулхан Арух», там же, 124:17-18).
Для того чтобы кашерное еврейское вино, которое собираются поручить перемещать, переносить или транспортировать каким-либо иным способом нееврею, оставалось разрешенным в употребление, должно быть плотно закрыто и запечатано. «Плотно закрыто» означает, что из сосуда, в котором оно находится, не может прилиться ни капли вина. «Запечатано» — это значит, что на крышке или пробке должна находиться пломба, свидетельствующая о том, что сосуд не открывали («Шулхан Арух», там же, гл. 128-130). В современной практике вино, которое продается в магазине, обычно закрыто пробкой или металлической крышкой, поверх которых надета плотно прилегающая к верхней части горлышка бутылки пластиковая оболочка. Статус такой бутылки идентичен статусу закрытого и запечатанного сосуда.
На что распространяется этот запрет?
Кашерное еврейское вино, которое прокипятили так, что в результате варки некоторая его часть испарилась, не запрещается от прикосновения нееврея («Шулхан Арух», там же, 123:3). Сварить уже запрещенное вино не помогает для того, чтобы его разрешить в употребление.
Запреты, связанные с нееврейским вином, распространяются на вино, приготовленное из свежего или сушеного винограда, а так же на виноградный сок. Напитки, в состав которых входит нееврейское вино, а также изготовленные из винограда или спирта, полученного из него, как то: коньяки, ликеры, бренди и т.п., — запрещены так же, как и само вино. Но прикосновение нееврея не запрещает уже готовые кашерные коньяки, ликеры, бренди, являющиеся продуктами перегонки виноградного сусла. Виски, который выдерживали в винных бочках, запрещен, т.к. длительное хранение именно в винных бочках призвано улучшить его вкус.
Продукты питания, например, выпечку, содержащую нееврейское вино, запрещено употреблять в пищу. Но твердые продукты питания, содержащие кашерное еврейское вино, не запрещаются от прикосновения к ним нееврея. Закон в отношении жидких продуктов питания, таких, как подливы или соусы, в которых осязаемо наличие вина, идентичен закону вина. Уксус, полученный из нееврейского вина, запрещен, но уксус, изготовленный из кашерного вина, не запрещается от прикосновения к нему нееврея.
Стеклянную посуду, в которой находилось нееврейское вино, достаточно тщательно промыть водой. Когда речь идет о посуде, изготовленной из прочих видов материалов, ее необходимо наполнить водой, подождать 24 часа, после чего вылить воду и повторить этот процесс еще дважды. Если посудой не пользовались для хранения нееврейского вина в течение последних 12 месяцев, она разрешена без особой очистки («Шулхан Арух», там же, 135:6, 8, 16).