Жизнь по Торе
По мере роста еврейской общины Вавилона было необходимо все больше популяризировать изучение Торы и предоставлять людям возможность учиться. Тогда родился обычай, что дважды в год, в течение месяцев Адар и Элул, многие деловые евреи, целый год занимающиеся вопросами заработка и сельским хозяйством, отрывались от дел и посвящали время изучению Торы, присутствуя на великих созывах, проводимых ведущими раввинами. Эти месяцы получили название «Ярхей Кала» — «Месяцы невесты», потому что в это время радуется еврейский народ — жених, Торе — невесте. Конкретная тема для изучения каждый раз была выбрана заранее, и таким образом у каждого была возможность подготовить свои вопросы и изложить новые аргументы в защиту того или иного мнения. В период Талмуда и в период Гаоним в эти месяцы занятия в ешиве посещали абсолютно все евреи.
Из-за огромной толпы было невозможно услышать основных ораторов, поэтому вместо того, чтобы, как это было обычно, один мудрец выступал с возвышения, а все старались его услышать, теперь разные раввины сидели по всему залу, предлагая сидящим рядом с ними синхронный перевод или объяснение того, что преподавалось основным выступающим. Описывая великое множество собравшихся, Талмуд рассказывает, что когда все эти люди, закончив учебу, встали с пола, покрытого песком, от стряхиваемых с одежды песчинок поднялась такая стена пыли, что даже заслонила солнце. А нееврейские жители города, в котором во время Ярхей Кала проходила учеба, подвергались критике за то, что не пытались поднять себя на более высокий духовный уровень и не были достаточно мотивированы для перехода в иудаизм.
В отличие от римлян, правивших в Эрец Исраэль, вавилонские правители предоставили евреям полную автономию, что касалось внутренних дел. Политический лидер евреев в Вавилоне, титул которого назывался Реш Галута (Глава {пребывающих в} Изгнании), всегда был прямым потомком царя Давида, по крайней мере, по отцовской линии, в отличие от наси, правивших в Израиле, род которых происходил от царя Давида по материнской линии. Реш Галута обладали как судебной, так и исполнительной властью; кроме того, некоторые из них были великими знатоками Торы и праведниками. Например, Мар Укба был известен своими щедрыми пожертвованиями на благотворительность, а рабби Гуна, его отец и современник Рабби, был одним из самых почитаемых мудрецов, носящих это имя. Самым известным Реш Галута был Бустенай, о котором сложено множество легенд, живший в седьмом веке. Однако многие из числа Реш Галута, увы, были злодеями, терроризировавшими людей. Известен даже случай, когда приближенные люди одного из Реш Галута отравили мудреца, чье алахическое мнение тому не нравилось, хотя это касалось лишь незначительного вопроса. Так или иначе, титул Реш Галута передавался сотни лет, вплоть до 10-го века, и, наконец, прекратил существование, когда Вавилон утратил свой статус центра мирового еврейства.
Третий век
Поколение мудрецов после смерти Рабби Йеуды ха-Наси было мостом между эпохами Танаим и Амораимом. Некоторые из выдающихся учеников Рабби Йеуды, прежде всего Рав (р. Абба бар Айбу), считались одновременно относящимися и к Танаим, и к Амораим. Хотя сам он не упоминался ни в одной Мишне, Рав имел особое право — которым он пользовался крайне редко — оспаривать некоторые Мишны с позиции Танны. Два других ученика Рабби Йеуды, рабби Хия и рабби Ошиа, составили авторитетный сборник всех положений, не вошедших в Мишну — Тосефту. И действительно, Талмуд заявляет, что любое дополнение к Мишне, которое не исходит от этих двух мудрецов, не является надежным.
Рав, также известный и под прозвищем Абба Ариха, был выдающимся учеником Рабби Йеуды ха-Наси. Имя Рав («господин», «учитель»), под которым он стал по-настоящему известным, похоже на имя Рабби (именно так часто называют его учителя Рабби Йеуду) и символизирует, что его величие не было приукрашено какими-либо титулами. Именно после него всех знатоков Торы, прошедших рукоположение признанных мудрецов, стали называть равами (раввинами).
Кроме прочего, Рав имел репутацию человека, который никогда на протяжении всей своей жизни не произносил ненужных слов и не ходил даже на короткие расстояния без тфилин.
Отправившись в Вавилон, Рав не поселился в главном еврейском городе Нехардея, посчитав, что его друг Шмуэль больше достоин занять место главы местной академии, и вместо этого переехал в город Сура, на тот момент абсолютную пустошь в плане духовного развития. Однако благодаря своими неутомимым усилиям Рав возродил в Суре еврейскую жизнь, и в 219 году она стала местом появления великой ешивы, одного из двух главных центров Торы в Вавилонии, соперничающего только с Нехардеей — количество учеников в Суре достигало 1200 человек.
Также Рав написал несколько известных молитв, таких как Ватодиейну, (в Шмонэ-Эсре, когда праздник выпадает на вечер субботы); основные части Амиды молитвы Мусаф в Рош ха-Шана; и Йеи Рацон, вступительная молитва, произносимая, когда в субботу перед Рош Ходеш объявляется наступающий месяц.
Шмуэль, знаменитый современник и друг Рава, действительно стал главой ешивы в Нехардее. Будучи, в том числе, известным астрономом, он любил говорить своим друзьям: «Небесные дороги мне также хорошо известны, как и улицы Нехардеи». Во многом благодаря его астрономическим расчетам у нас сейчас есть четкий еврейский календарь. Выдающиеся партнеры по исследованиям Торы, Рав и Шмуэль дискутируют в Талмуде по поводу сотни случаев, и алаха определяет область знаний каждого из них. Талмуд следует по мнению Рава в том, что касается ритуальных запретов, кашрута, Шабатов и молитв, в то время как мнение Шмуэля считается законом в вопросах, связанных с финансами.
Отношения с язычниками
В целом жизнь евреев в Вавилоне была мирной, так как римский или христианский антисемитизм туда не распространялся. Какие бы неприятности ни происходили, они обычно были недолговечными и локальными. В середине третьего века язычники, поклоняющиеся огню, известные как зороастрийцы, получили в Вавилонии власть и в определенные периоды запрещали разжигать огонь, в том числе, зажигать свечи. Тогда Талмуд постановил, что в такой ситуации можно зажигать ханукальные свечи внутри дома, не выставляя их на всеобщее обозрение. А также появилось алахическое допущение, позволяющее передвигать в Шабат свечи, чтобы они не попали в поле зрения кого-либо постороннего, хотя обычно это строго запрещается правилами мукце.
И лишь одно крупное событие не было еврейского происхождения: когда город Нехардия был разрушен во время войны, его знаменитая ешива переехала в Пумбедиту. Ее возглавил Йеуда бар Йехезкель, ученик Рава и Шмуэля. Про ту эпоху сказано, что активная учеба в ешивах Пумбедиты и Суры привела к расцвету Вавилонского Талмуда