Что такое города-убежища?
Города-убежища (ивр. арэй-миклат) — это города, выделенные для проживания в них человека, совершившего ненамеренное убийство. Всего таких городов было 48: 6 специально выделенных городов по обе стороны реки Иордан и 42 городов, принадлежащих левитам.
Обязанность Торы
Выделить «города-убежища» является повелевающей заповедью Торы, как сказано: «Три города выдели себе» (Дварим 19:2; Дварим 19:7).
Сколько всего было городов-убежищ и где они находились?
Как сказано выше, было всего шесть городов-убежищ — три на правом берегу реки Иордан и три на левом.
Города-убежища, выделенные на восточном побережье реки Иордан, были: Бэцер в равнинной пустыне колена Рэувена; Рамот в области Гилад, принадлежащей колену Гада; Голан в области Башан, принадлежащей колену Менаше. Города-убежища, выделенные на левом побережье Иордана: Кадэш в Галиле (Галилее) — город на горе в наделе Нафтали; Шхем — город на горе в наделе Эфраима; город Хеврон — на горе в наделе Йеуды.
Кроме шести городов-убежищ, убежищем мог служить любой из остальных сорока шести городов левитов. То, что города левитов тоже выполняли функцию городов-убежищ наши мудрецы учат из стиха: «И кроме них [кроме городов-убежищ] дайте [левитам] сорок два города. Всех городов, которые вы дадите левитам, будет сорок восемь» (Бемидбар 35:6-7). Как мы видим, этот стих объединяет все города левитов на основании общей функции — принимать непреднамеренного убийцу.
Автор книги Хинух поясняет, что левисткие города были избраны как убежища для убийц по причине духовного величия левитов – чтобы земля, наполненная их святостью, могла искупить грех убийства. Он пишет, что «кроме того, левиты всегда выделялись своим добрым сердцем, человеческими качествами и особой мудростью. Поэтому они не могли причинить зла убийце».
Чем отличались города-убежища, специально выделенные для этой цели, от других левитских городов?
Города-убежища спасали убийцу в любом случае: и тогда, когда он пришел туда сознательно, и тогда, когда он оказался там случайно, остальные же города левитов спасали только того, кто пришел туда сознательно.
И еще одна разница: убийца, проживающий в «городе-убежище», не должен был платить за проживание; а тот, кто жил в левитском городе, должен был платить хозяину квартиры, которую он снимал.
Рамбам, основываясь на словах наших мудрецов, пишет (Законы об убийстве и защите жизни, 8:3), что во времена Машиаха к этим шести добавят еще три города, как сказано: «И добавь себе еще три города, к этим трем» (Дварим 19:9). Эти города будут располагаться в тех местах, где жили в прошлом народы Кейни, Книзи и Кадмони. Об этих землях сказано в Торе: «И если расширит Господь, Бог твой, границы твои, как поклялся твоим отцам, и отдаст тебе всю ту землю, которую обещал дать твоим отцам… и добавь себе еще три города, к этим трем» (Дварим 19:8-9).
Какое было предназначение городов-убежищ?
Как сказано выше, города-убежища были предназначены для тех, кто совершил непреднамеренное убийство. Тот, кто пролил кровь, должен был как можно быстрее бежать в один из этих городов, чтобы родственник, мстящий за пролитую кровь, не убил их. Родственникам убитого разрешалось мстить только за пределами этих городов. Если же они совершали акт мщения в городе-убежище, им полагалась смертная казнь за кровопролитие.
Тот, кто убил человека неумышленно, должен был жить в городе-убежище всё время до смерти первосвященника. После смерти первосвященника он мог оставить это город, и с этого момента родственникам убитого было запрещено ему мстить.
Дополнительную информацию об обязанности тому, кто убил человека неумышленно, жить в городах-убежищах, читайте здесь.
Как выглядели города-убежища?
Города-убежища выглядели как обычные города средней величины, и в них жили не только убийцы.
Необходимо было позаботиться, чтобы в этих городах было все необходимое для нормального существования беженцев — как в материальном, так и в духовном плане. Так, города должны были располагаться там, где есть водные источники. Если источников не было, в город доставлялось необходимое количество воды. Число жителей города должно было быть достаточно большим, а если население сокращалось, туда переселяли людей из других мест. Здесь должен был быть рынок, где продавались продукты, одежда, утварь, медикаменты и т.д. Здесь должны были быть синагоги и дома учения.
Было необходимо провести дороги к городам-убежищам, периодически чинить их и расширять. Чтобы не задержать того, кто спешит укрыться в городе-убежище, с этих дорог убирали любое препятствие и помеху. Так, на них не оставляли ни холма, ни рощи, а если была река, то через нее перекидывали мост. Обязанность об этом учат из стиха: «…приготовь себе дорогу» (Дварим 19:3). На каждой развилке дорог был указатель, в какую сторону идет дорога на «город-убежище», чтобы убийцы поняли, куда им нужно поворачивать.