«А Яаков дал Эйсаву хлеб и похлебку чечевичную и тот ел и пил, и поднялся и пошел и презрел Эйсав первородство». (Берешит 25:34)
Рамбан объяснил, что причина презрения Эсавом первородства заключалась в том, что «глупцы желают лишь есть и пить, и утолять свои вожделения… и не задумываются о завтрашнем дне». Глупцы не задумываются о будущем, о том, к каким печальным последствиям может привести удовлетворение немедленного, минутного желания наслаждений. Такие люди гневаются, несмотря на то что понимают, что тем самым разрушают отношения с окружающими людьми; продолжают курить, даже когда тяжело больны; едят пищу, которая вредит их здоровью. Они выбирают минутные наслаждения даже за счет всей дальнейшей жизни.
В трактате Тамид (32а) рассказывается, что Александр Македонский спросил еврейских мудрецов, кто является воистину умным человеком. На что они ответили: «Тот, кто предвидит будущее». По-настоящему мудрый человек постоянно задумывается о том, к чему могут привести его действия, и, если видит, что какое-либо действие может привести к нежелательным последствиям, воздерживается от него.
Подобное утверждает и раби Шимон, ученик рабана Йоханана бен Закая, в трактате Пиркей Авот (2:13). На вопрос своего учителя, каково наилучшее свойство, которого человек должен всегда придерживаться, он ответил: «Тот, кто видит последствия своих действий». А на вопрос, каков наихудший путь в жизни, сказал: «Тот, кто берет в долг, но не возвращает его». Здесь имеется в виду человек, который, занимая деньги, не знает, каким образом сможет вернуть, не задумывается о будущем, но только о текущих проблемах и желаниях. И это качество считает раби Шимон наихудшим, поскольку оно приводит человека к грехам. Ведь если бы каждый человек задумался, стоит ли ему грешить, он бы понял, что не получит истинной выгоды от греха не только в будущем мире, но и в этом мире. Более того – он причинит себе множество страданий из-за какого-то минутного вожделения.
И так сказали мудрецы (Пиркей Авот, 2:1): «Каков праведный путь, который должен избрать для себя человек? …Соотноси ущерб, [который ты понесешь из-за неисполнения] заповеди, с наградой [за исполнение], а награду [за воздержание] от греха – с ущербом, который ты понесешь, [если совершишь его]».