Этимология
Минха (ивр. מנחה), мн. менахот (ивр. מנחות) – букв. дар, приношение.
Что такое минха?
Минха – это мучное жертвоприношение.
Какие виды минхи существуют?
Жертвоприношение минха может быть как общественным, так и частным, как обязательным, так и добровольным.
Из чего делают минху?
Большинство мнахот содержат три ингредиента: муку, масло и левона.
Мука
Минха должна содержать хотя бы один иссарон (одну десятую от эйфы) тонкой пшеничной муки, известной как со́лет. Иссарон — это объем 43,2 яйца. Добровольная минха может содержать до шестидесяти иссаронов муки. Все виды минхи делают из пшеничной муки, за исключением минхи соты и минхи «омер», для приготовления которых берут ячмень.
Масло
Минха обычно содержит один лог (объем шести яиц) оливкового масла. Количество масла, добавляемого в добровольную минху, содержащую больше одного иссарона муки, требуется один лог на иссарон.
Минхат несахим, которая сопровождает животное жертвоприношение, содержит либо два, либо три лога масла на иссарон муки, в зависимости от типа приносимого животного.
Кроме масла, в те мнахот, которые выпекаются или жарятся, добавляется вода для того, чтобы правильно замесить тесто.
Левона
Большинство мнахот также содержат меру левоны. Левона не смешивается с тестом (она на самом деле несъедобна). Она помещается сверху на него.
Большинство мнахот требуют и масла, и левоны. Однако, некоторые мнахот требуют только масло, а некоторые — только левону. Штей халехем (Две хлебные лепешки), принесенные на Шавуот, грешная минха и минха соты не требуют ни масла, ни левону.
Общественная минха
Есть три вида общественных менахот: минха «омер», два хлеба, которые приносят в Шавуот, и хлеба предложения. При этом только минху «омер» приносят на жертвенник, два хлеба и хлеба предложения не приносят на жертвенник, а полностью съедают коэны.
Обязательные частные менахот
Есть четыре вида обязательных менахот.
- Минха грешника. Эту минху приносит бедный за ложную клятву или за осквернение Храма или его святынь. Если у человека нет достаточно средств, чтобы принести за эти грехи жертву хатат из животного или из птицы, он приносит минху.
- Минха соты.
- Минха, которую совершает каждый коэн перед тем, как приступить к служению.
- Минха «хавитин», которую совершает первосвященник ежедневно.
Оливковое масло и благовоние
Для всех менахот, которые приносили на жертвенник, требовалось оливковое масло и левона (вид благовония). Исключениями являлись минха соты и минха грешника. Про минху грешника сказано (Ваикра, 5:11): «Пусть не льет на нее елея и не кладет на нее левону», а про минху соты сказано (Бемидбар, 5:15): «Не возливает на нее елея и не кладет на нее благовония».
Каким образом приносили минху?
Из всех приносимых на жертвенник менахот отделялась горсть, которая целиком воскуривалась, а оставшуюся часть съедали коэны.
Исключение составляли менахот мужчин-коэнов. От них не отделяли гость, а их полностью воскуривали на жертвеннике.
Добровольная минха
Любая добровольная минха состояла из одних и тех же основных ингредиентов: из муки и оливкового масла, к которому добавлялось немного благовония. В Торе указано пять способов приготовления из них минхи.
Каждый из способов приготовления минхи считается особым видом и имеет свое название. Вот эти пять менахот.
- Минха из сырого теста (минхат солет). Вначале поливали маслом дно специальной чаши, добавляя туда хорошо просеянную пшеничную муку, подливали сверху еще масла, перемешивали тесто и затем снова лили на него масло. Затем на него клали левону. Коэн брал гость сырого теста и посыпал его солью, а затем сжигал его на жертвеннике вместе с благовонием. Оставшуюся часть минхи пекли и ели коэны.
Эта разновидность минхи отличалась от всех остальных тем, что коэн должен был взять жменю для сожжения из сырой муки. Во всех прочих случаях он отделял часть для Всемогущего уже после того, как приношение было готово для еды.
Минха из теста, жаренного в глубокой посуде (минхат мархешет). Приношение обрабатывалось так, как описано выше, затем его смешивали с теплой водой, придавали форму толстых лепешек и жарили в масле в глубокой форме. Тесто такой минхи было мягким. После того как лепешки прожаривались, их разделяли на куски размером с оливу, которые поливались остатками масла. Коэн посыпал их благовонием, брал должное количество прожаренной минхи, солил ее и сжигал на жертвеннике. Остальное поедалось коэнами.
Минха из теста, жаренного в плоской посуде (минхат махват). Минха этого вида приготовлялась таким же способом. Разница заключалась только в том, что тесто жарили в плоской посуде, и поэтому лепешки получались сухими.
Минха, выпекаемая в печи (маафе танур), в виде хал (халот). Она тоже обрабатывалась так, как описано выше. Но после выпечки тесто не поливалось маслом, а толстые куски теста, называвшиеся халами, пеклись на дне печи без всякой сковороды. (Любая минха должна быть приготовлена из пресного теста. Так как тесто не поднималось, эти халы представляли собой толстые куски мацы).
Минха, выпекаемая в печи (маафе танур), в виде пресных лепешек (рекикей мацот). Эти минхи тоже пеклись прямо на дне печи, без сковороды. Однако, в отличие от хал, тесту придавали форму пресных лепешек и масло не лили на них сверху, а намазывали двумя пересекающимися линиями в виде буквы «X».
Назначение определённого типа минхи, которая будет принесена, происходит во время первоначального обета. Человек объявляет, какой тип минхи он принесёт, говоря, например, «Я принимаю на себя обязательство принести минхат со́лет«. Позже, он откладывает муку, чтобы выполнить своё обещание, заявляя: «Это для моего обета». Вместо того чтобы делать это в два этапа, он также может сделать это одновременно, заявляя: «Этот [иссарон муки] предназначен для минхат со́лет«.
Если кто-то пообещал принести «минху«, не уточнив какого типа (говоря: «Я беру на себя обязательство принести минху«), возникает спор среди таннаимов относительно того, что он должен сделать. Некоторые считают, что он может назначить любой тип минхи, который выберет. По другому мнению, он должен принести минхас со́лет.
Благоволение Творца к добровольной минхе
Творец приравнивает мучное приношение бедняка к цене его жизни и объясняет это так: «Возможно, эта мера муки была единственной пищей, имевшейся у него в доме. Он мог бы использовать ее для пропитания своей семьи, однако он предложил ее в дар Мне, оставив свой дом без еды. Поэтому его приношение так же драгоценно для Меня, как если бы он принес в жертву свою жизнь!»