«Все, что имеет копыто и расщепляет (надвое) копыта, жует жвачку из скота, – такое ешьте» (Ваикра 11:3).
Повторное пережевывание пищи (жвачка), утверждает Виленский Гаон, намекает на великое духовное превосходство – радоваться тому, что у тебя есть. Все жвачные животные наделены особым качеством – из-за того, что они отрыгивают пищу, а затем разжевывают ее заново и снова глотают, и так несколько раз, они в состоянии переварить даже такие части пищи, которые другие животные не в состоянии переварить. Также для этой цели у них есть четыре различных вида желудка.
Подобно жвачным животным праведники рады тому, что имеют, и не ищут чего-либо другого, пока не «переварят» то, что у них есть. Сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 4:1): «Кто богат? Тот, кто рад своему уделу…» Т. е. только тот, кто действительно радуется тому, что имеет, считается богатым человеком.
Царь Шломо говорит: «Все дни бедного худы, а тот, у кого хорошее сердце, находится в постоянном пиршестве». Поясняет Виленский Гаон: в этом стихе Шломо называет бедным того, кто не рад своей доле (в противоположность богатому, который рад своей доле), все дни такого человека худы, даже когда у него большое изобилие, ведь ему всегда чего-либо не хватает. Однако тот, у кого хорошее сердце, кто рад тому, что у него есть, ощущает чувство постоянной радости – как будто он находится в постоянном пиршестве.
Каким же образом человек сможет достичь такого состояния, что он будет рад всему?
Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, приведем еще один стих из книги Мишлей и комментарий Виленского Гаона на него.
Сказано: «Праведник питается досыта, чтобы насытить душу свою, а живот грешников будет в недостатке» (Мишлей, 13:25). Виленский Гаон приводит на этот стих два комментария. В первом он пишет, что праведник питается таким количеством еды, которого достаточно для того, чтобы поддержать свою жизнь. Грешники постоянно требуют еще и еще, и поэтому им не хватает желудка, ведь он не вмещает всего того, что они хотят. Во втором комментарии Виленский Гаон говорит так: «праведник питается досыта, чтобы насытить душу свою» – праведник, наполненный верой в Творца, не заставляет себя голодать (поскольку он знает, что завтра Творец также даст ему пищу). «А живот грешника будет в недостатке» – поскольку они опасаются, что у них не будет на следующий день пищи, они скупы, и их живот всегда остается незаполненным. Мы видим, что Виленский Гаон в первом комментарии говорит об умении довольствоваться малым, а во втором – об уповании на Творца. Логично предположить, что между этими понятиями есть связь. Чтобы понять ее, стоит пояснить, что такое умение довольствоваться немногим и в чем его преимущество?
Обычно люди считают, что умение довольствоваться немногим состоит в постоянном самоограничении. Однако, исходя из того, что Виленский Гаон уподобил удовлетворение малым с жеванием жвачки, мы сможем взглянуть на это понятие по-новому.
Из того, что Виленский Гаон уподобляет жвачных животных людям, которые довольствуются тем, что у них есть, можно заключить, что основа того, что человек может довольствоваться немногим заключается в том, что человек рад тому, что у него есть. А когда человек рад тому, что у него есть? Когда он полагается на Г -спода и понимает, что имеющееся у него – это его доля, уготованная ему Творцом.
В этом заключается глубокая связь между способностью быть довольным и испытывать чувство удовлетворения от того, что имеешь, и упованием на Творца.