Кто такой зав?
Зав (ивр. זב, букв. течение, поток) — так называли мужчину, который находился в состоянии ритуальной нечистоты из-за специфического семяистечения из мужского полового органа.
Что делает человека завом?
Завом мужчина становился из-за специфического семяистечения, называемого зов. Зов – это неестественно жидкое семяистечение, не связанное с оргазмом. Обычное же семя вязкое и напоминает белок свежего яйца.
При этом нужно знать, что единственное выделение зова еще не делало мужчину завом. Он становился таковым только тогда, когда зов выделится у него не менее 2 раз.
Тот, у кого было только 2 выделения, считался «зав катан», а если 3 и более — «зав гадоль».
Разница между «зав катан» и «зав гадоль» случае заключалась в том, что первому, чтобы очиститься, достаточно было погрузиться в проточные воды (в родник, ручей или речку), тогда как второму необходимо было еще принести жертвоприношение — две горлицы или два голубя.
Выделения зова засчитывались, только если они происходили в один и тот же день или в один день за другим, без перерыва. Если же между ними был перерыв хотя бы один день, они не засчитывались. Так, к примеру, если у мужчины первое истечение было в субботу, а второе в понедельник — они не засчитывались, и он не являлся завом. Подобным образом, если второе истечение было в воскресенье, а третье во вторник, то мужчина считался «зав катан» и не был обязан приносить жертву, поскольку третье истечение не причислялось к первым двум, ведь между ними был перерыв один день.
Законы зава
Зав являлся источником нечистоты — ав а-тума, и поэтому его нечистота передавалась не только пище и напиткам, но и людям, и предметам. Более того, не только сам зав, но и его зов, и даже его полноценное семя, а также его слюна и моча считались ав а-тума.
Сам зав был способен сделать нечистым прикоснувшегося к нему, поднявшего или сдвинувшего его, а также того, кого сам зав поднял или передвинул.
Написано в Торе (Ваикра, 15:4): «Всякое ложе, на которое ляжет зав, осквернится, и всякая вещь, на которую сядет зав, осквернится». И сказано также (15:9): «И все, на что верхом сядет зав, осквернится».
Тора учит нас, что зав не просто осквернял вещи, предназначенные для того, чтобы на них лежать и сидеть обычным образом, но и превращал их самих в источник нечистоты, оскверняющий людей и вещи (15:5-10). Зав превращал такие вещи в источник нечистоты 5 случаях: 1) если он встал на них, 2) если сел, 3) если лег, 4) если повис на какой-то из них, 5) если к одной из них прислонился.
Заву было запрещено заходить на Храмовую Гору, а, если он входил в азару (храмовый двор), ему полагался карет (отсечение души от ее источника).
Источник в Торе
Законы о заве приводятся в главе Мецора (Ваикра, 15:1-15).
Зав в наши дни
Поскольку в наши дни практически все осквернены нечистотой мертвого тела, от которой нет возможности очиститься, пока не будет построен Третий Храм, законы зава не применяются.