Обязанность омывать руки
Перед трапезой женщины, как и мужчины, должны омыть руки – на иврите эта заповедь называется нетилат ядаим (омовение рук).
Запрещено, чтобы при омовении была какая-то хацица (преграда) между водой и руками. Те кольца, которые женщина иногда снимает (к примеру, замешивая тесто), считаются хацица, поэтому их следует снять и перед нетилат ядаим. А такие кольца, которое женщина никогда не снимает, не считаются хацица, поэтому нет необходимости их снимать перед омовением рук.
Лак на ногтях не является хацица для нетилат ядаим при условии, что он не поврежден. Однако, как только он начнет трескаться и отлетать, он может стать хацица.
Маим ахроним
Стоит, чтобы женщины, как и мужчины, делали омовение рук и после трапезы (перед Биркат а-мазон) – эта заповедь называется маим ахроним.
И все же есть законодатели, которые считают, что в наше время, когда больше нет сдомской соли, способной вызвать ослепление, если она попадет в глаза (из-за нее и постановили делать омовение рук), для женщин можно сделать облегчение, и они могут не делать маим ахроним.
Зимун
Трое мужчин после совместной трапезы обязаны произнести Биркат амазон, предварительно сказав зимун.
Женщина не может ради зимуна дополнить недостающее число мужчин.
Так, если в трапезе принимали участие двое мужчин и одна женщина или один мужчина и две женщины, зимун не говорят.
Но если три женщины ели вместе, они могут сказать зимун — при этом имя Всевышнего не упоминается, даже если в трапезе принимали участие десять и более женщин. И все-таки женщины по обычаю не произносят зимун.
А если в трапезе принимали участие трое мужчин, женщины, также участвовавшие в трапезе, обязаны, выслушав зимун, ответить на него и затем сказать Биркат а-мазон.
Обязанность говорить Биркат а-мазон
Биркат а-мазон – специальное благословение, которое произносят после того, как ели хлеб, или если трапеза была обильной. Его обязаны говорить как мужчины, так и женщины.
Если мужчина съел хлеб и насытился им, для него говорить Биркат амазон обязанность из Торы. Это учат из стиха: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословлять будешь Господа, Бога твоего, за землю хорошую, которую Он дал тебе» (Дварим, 8:10).
Однако относительно обязанности женщин говорить Биркат а-мазон Талмуд сомневается, следует установление из Торы или это постановление мудрецов.
Если есть сомнение, был ли сказан Биркат а-мазон
Если мужчина сомневается, произнес ли он Биркат а-мазон после трапезы или нет, он должен его произнести, ведь делать это для него обязанность из Торы.
При этом, поскольку относительно женщин есть сомнение, является ли повеление говорить Биркат а-мазон обязанностью из Торы или постановлением мудрецов, если женщина сомневается, говорила ли Биркат а-мазон, желательно, чтобы она послушала, как его говорит мужчина.
Есть и другой выход: можно заново омыть руки, сказать Амоци, съесть ломтик хлеба размером с яйцо и после этого сказать Биркат а-мазон. Но если нет возможности так поступить, многие законоучители считают, что женщина все равно может сказать Биркат амазон.
Может ли женщина «вывести» мужчину?
Правило гласит: если человек говорит какое-то благословение для других, намереваясь тем самым «вывести» их (т.е. чтобы благодаря этому они выполнили свою обязанность сказать данное благословение), а они прислушиваются к его словам, намереваясь таким образом «выйти» и отвечают «амейн», то они выполняют свою обязанность говорить благословение.
При этом важно подчеркнуть: при том, что, услышав благословение, следует ответить «амен», а слушающий почему-либо все же не ответил, но, слушая, имел намерение «выйти», он все равно считается выполнившим свою обязанность.
Обычно, говоря благословение, мужчина может «вывести» женщину, а женщина – мужчину. Однако есть нюансы.
Женщина может «вывести» мужчину, только если ее обязанность говорить это благословение такая же, как у него. Но если женщина не обязана говорить это благословение, а мужчина обязан, либо если обязанность женщины говорить это благословение основана на постановлении мудрецов, а обязанность мужчин из Торы, то женщина не может «вывести» мужчину.
Поэтому, если мужчина съел хлеб и насытился, женщина не может «вывести» его в благословении Биркат а-мазон, ведь в этом случае он обязан говорить это благословение по закону Торы, а в отношении женщин, согласно некоторым мнениям, действует постановление наших мудрецов.