Продолжающееся существование иудаизма зависит от знания и исполнения заповедей. Об этом говорится в конце нашей главе в «Шма Исраэль» — отрывке, который каждый еврей с любовью произносит дважды в день: утром и вечером.
Слушай, Исраэль, Б-г, Господь наш, Б-г Один. И возлюби Б-га, Господа твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем могуществом твоим. И будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоём. И повторяй их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоём, и идя дорогою, и ложась, и вставая. И повяжешь их в знак на руку твою, и будут они украшением меж глаз твоих. И напишешь их на косяках дома твоего и на вратах твоих. (Дварим 6:4-9)
Основа здесь — это «и повторяй их сынам твоим». Очень горько видеть замечательные еврейские семьи, гордящиеся своим еврейством, дети которых не получают практически никакого еврейского образования. Люди, чьи отцы и деды в советские времена шли на небывалые жертвы ради сохранения тлеющего уголька еврейства, вспоминают о еврейском образовании своих сыновей лишь незадолго до бар-мицвы для того, чтобы те с горем пополам смогли благословить на чтение Торы.
Однако если речь заходит о праздничном мероприятии в честь бар-мицвы, те же самые семьи готовы тратить огромные деньги и приглашать известных певцов и артистов для того, чтобы их застолье по роскоши затмило пиры царя Шломо в пик его царства. При этом их нисколько не волнует, что столы на этих пиршествах ломятся от еды, которую запрещает Тора и которую испокон веков ни один еврей даже не подумает ставить на свой стол. Разве таким образом подобает праздновать вступление сына в возраст соблюдения заповедей? Разве так заботятся о преемственности наследия отцов? Или этот торжественный день является лишь поводом для грандиозного празднования обычного дня рождения?
Разумеется, нельзя вменять в вину этим людям такое поведение. Еврейский народ — это святой народ, и люди эти поступают так по незнанию. Вследствие коммунистического порабощения многие евреи переняли обычаи окружающих народов и, к сожалению, не понимают всей строгости запрета некошерной еды с точки зрения еврейского религиозного законодательства.
Как бы то ни было, ключ ко всему заключён в «и повторяй их сынам твоим» — в еврейском образовании. Когда наши дети будут знать об иудаизме больше своих родителей, проблемы эти решатся сами по себе.
А вы, прилепившиеся к Б-гу, Г-споду вашему, — живы все вы сегодня. (Дварим 4:4)