Неслучайно сфирот именно 10 — это число помогает нам понять концепт всего мира.
Рав Шимон Лейберман
Как мы уже говорили, сфирот — это наше человеческое восприятие различных взаимодействий Бога с миром.
Каково значение числа «десять»?
В каббалистической метафоре числа — это не просто арифметические обозначения. Каждое из них имеет личность и качественно значимо. Эта идея не слишком заумная, мы живем, пользуясь ей повседневно. Мы говорим, что что-то произошло только «один раз», что есть «две» стороны каждой истории, что «трижды приговоренные» преступники должны быть строго наказаны, что «десятки» пришли на мероприятие и т. д. и т. п.
Поэтому, если есть «десять» эманаций или десять сфирот, мы должны понимать, что стоит за этим числом.
Число десять значимо, потому что оно является некой арифметической базой. Обычно это объясняется тем, что у людей при нормальном развитии есть десять пальцев. Но это объяснение порождает вопрос: если творение мира обуславливается некой целью, и каждый аспект человеческой жизни и деятельности заранее спланирован, тогда «десять» пальцев также являются частью этого глобального плана. Получается, Бог изначально вложил глубокий смысл в то, чтобы система чисел базировалась на «десяти». Зачем?
И даже если система чисел построена на десяти основаниях, почему количество сфирот то же самое?
ДЕСЯТЬ РЕЧЕНИЙ
Маараль, мистик и философ XVI века, предлагает свое объяснение этого вопроса. Хотя фактически он объясняет, почему Бог выбрал число «десять» для количества речений, которыми создавался мир, ответ полностью соответствует идее десяти сфирот, которые им идентичны.
Бог мог создать мир одним речением, несколькими речениями или десятью. Давайте проанализируем все эти варианты.
Если бы Бог использовал одно речение, это означало бы, что нам не удастся проанализировать мир через составляющие его части. Например, представьте гениального бизнесмена, который действует интуитивно и очень преуспевает в своем деле. Если мы попросим его объяснить, почему он купил определенную компанию и что с этого имеет, он запнется и скажет: «Я просто почувствовал, что так правильно». Он действительно не может это объяснить, поскольку такие бизнес-термины, как «активы», «денежный поток» и «инфраструктура», не являются частью его мышления и терминологии. Точно так же мир, полностью созданный лишь одним словом, оставляет нас неспособными познать его.
Давайте тогда представим мир, для создания которого использовалось от двух до девяти заповедей. Это мир со многими составляющими, но без какой-либо видимой объединяющей эти составляющие подоплеки. Такой мир можно сравнить с человеком, который делает много ценных инвестиций, но лишь на разовой основе; всякий раз, когда появляется возможность, он инвестирует. Мы можем понять его конкретные шаги, но нет общей картины для восприятия.
Поскольку мы знаем о единстве Бога, подобное восприятие мира было бы ложным. Вид творения, отдельные элементы и части которого мы воспринимаем, но при этом не видим между ними связи, по своей сути бессмысленен.
ДЕСЯТКИ ДЕСЯТКОВ
Что ж, давайте рассмотрим третий вариант создания мира — использование десяти речений. “Десять” — это первое число, которое состоит из компонентов, цифр, которые можно рассматривать как отдельные объекты, но в данном случае они все же выступают в роли чего-то единого и завершают целую группу из предшествующих им цифр. Даже лучше будет сказать, что “десять” — это “один”, состоящий из компонентов.
Таким образом, когда мы говорим о десяти сфирот, мы хотим сказать, что Бог создал целый мир — человечество, Тору, мировую историю и все остальное — который, будучи целостным, позволяет нам анализировать его с точки зрения компонентов. Мир состоит не только из десяти частей, но и каждая из этих десяти, в свою очередь, делится на другие десять, и так далее.
С другой стороны, независимо от того, сколько компонентов мы можем идентифицировать, всегда есть связывающая их нить, благодаря которой мы можем понять, как эти абсолютно разные разрозненные элементы творения сходятся воедино, образуя целостную единую картину, являющуюся в конечном итоге истинной.
Поэтому, когда мы учим, как Бог управляет миром через Десять Сфирот, мы смотрим на каждую деталь с двух сторон:
- Конкретный отдельный момент, которым является каждое событие
- Некий объединяющий элемент, который сводит все действия Всевышнего в единое целое, каким и подобает быть миру нашего Творца, который Един.