Как-то молодой религиозный еврей решил открыть свой бизнес, и дело сразу пошло успешно. Изо дня в день оно становилось все прибыльней, и, чем больше была удача, тем больше молодой человек размышлял, как еще лучше его развить и еще больше заработать денег. А поскольку люди устроены таким образом, что не могут одновременно думать о двух различных вещях так, чтобы одинаково хорошо осмыслить одно и другое, то, чем больше еврей предавался мыслям о бизнесе, тем меньше времени оставалось у него на то, чтобы осмыслить свои обязанности в отношении Творца. Выполнение заповедей, изучение Торы – все это довольно скоро осталось на периферии его сознания: он явно отдалялся от Бога.
А жил этот бизнесмен в пограничном городе. И вот однажды, возвращаясь домой, он был настолько захвачен мыслями о работе и доходах, что, как говориться, сам себе уже не принадлежал. В результате он пошел не к своему дому, а свернул в другую сторону и не заметил, как подошел к границе, мало того, несмотря на многочисленные остерегающие знаки и плакаты, ее перешел — и тут же был схвачен бдительным пограничником.
Наш еврей был невысокий и довольно щуплый, а пограничник высокий и плотного телосложения. Он оторвал нашего героя от земли, как ребенка, стал трясти его в воздухе и кричать: «Откуда ты идешь?! Куда направляешься?! Что ты тут делаешь?!»
Все это было, как в кошмарном сне. Однако еврей все же сумел объяснить, что зашел сюда по ошибке, и, когда пограничник убедился в правдивости его слов, наконец-то поставил его на землю.
И тут бизнесмена осенило — он осознал, что вся эта немыслимая история произошла с ним не просто так. Было очевидно, что любящий Создатель желал побудить его задуматься над самыми основными вопросами, над которыми должен задумываться каждый человек: для чего Всевышний послал его душу в этот мир, чем на самом деле она здесь занимается, и куда в конечном итоге человек может зайти, если вовремя не одумается.
Когда еврей все это понял, его охватили стыд и раскаяние, ведь за каждодневной суетой он забыл о своих главных обязанностях — относительно Самого Создателя! «Что мне сделать, чтобы это со мной больше не повторилось?» — подумал он, и вдруг пришла необычная идея.
Он задал пограничнику вопрос, от которого тот опешил: «Скажи, сколько тебе платят за твою работу?»
«10 лир в день», — ответил он.
«Я буду платить тебе в день 15 лир, а ты ежедневно делай мне то, что сделал сегодня!»
В Пиркей Авот (3:1) сказано:
«Акавья бен Магалалэль говорил: «Помни о трех вещах – и ты не угодишь в паутину греха: знай, откуда ты пришел, куда ты идешь и перед Кем тебе предстоит держать ответ на суде и отчитываться. Откуда ты пришел? — Из капли семени, быстро теряющего свою силу. Куда ты идешь? — Туда, где прах, гниль и черви. А перед Кем тебе предстоит держать ответ на суде и отчитываться? — Перед Царем всех царей, Святым Творцом, благословен Он».
Как-то я слышал от рава Дана Сегаля такой комментарий на эту мишну.
Может возникнуть вопрос: почему Мишна, которая обычно предельно лаконична, здесь оказывается довольно многословна: сначала повелевает помнить о трех вещах, затем задает три вопросы и дает на них ответы? Разве не было бы лаконичней сразу сказать ответы, ведь смысл их и так вполне понятен.
И рав Сегаль сказал: таким образом Мишна дает нам понять, что даже сами по себе эти вопросы способны пробудить человека и привести к тому, чтобы он изменил свой жизненный путь к добру. Осознание того, что он может пробыть в этом мире от силы 120 лет, а не останется навеки, и после этого мира должен будет держать ответ за все, что тут сделал, перед самим Царем царей, может привести его к тому, что он станет искать истину и благодаря этому спасется от пут греха.
Недостаточно подумать на эту тему один раз — такими вопросами необходимо задаваться постоянно, чтобы корректировать свой путь в нужном направлении, а мы зачастую забываем это делать!
Как же получается, что мы упускаем такие основополагающие вопросы вместо того, чтобы начинать с них или хотя бы завершать ими каждый свой день? Ведь полная погруженность в дела этого мира подобна сну наяву! А души наши обязаны бодрствовать и разум не должен довольствоваться всем, чем угодно, кроме самого главного, того, что заповедал нам Всевышний.
Поясняет Рамхаль в книге Месилат Йешарим: из-за того, что человек загружает себя жизненными проблемами, которым придает больше значения, чем они заслуживают, его мысль скована этим гнетущим бременем, и он не может уделить должного внимания размышлениям над своими поступками.
До Рош а-Шана — того дня, когда все мы предстанем перед Небесным Судом, осталось не так уж много времени. И, конечно, в эту пору в гораздо большей степени требуется, чтобы мы наконец уделили пристальное внимание самым главным вопросам.
Именно для того каждое утро Элула после молитвы Шахарит мы по обычаю трубим в шофар, звук которого как бы зовет: «Восстаньте от своего сна наяву, пробудитесь от дремоты, обдумайте свои поступки; вспомните о вашем Творце и вернитесь к Нему с раскаянием! Вы, забывшие об истине в повседневной суете, весь год погруженные в тщету и бессмыслицу, которые не приносят пользы и спасения, позаботьтесь о ваших душах и исправьте свои поступки и дела! И да оставит каждый из вас свой грешный путь и недобрый замысел» (Рамбам, Законы раскаяния, 3:4).
Давайте же задумаемся о том, как преуспеть в самом большом нашем бизнесе, – нашей жизни.