«И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай…» (Бемидбар, 1:1).
Евреи шли по пустыне в течение десятков лет, и всё их продвижение было по слову Б-жьему, как сказано (Бемидбар, 9:20): «по речению Г-спода станом располагались они и по речению Г-спода выступали в путь». Все эти годы они шли за Всевышним, не зная, что их ожидает в новом месте, будут ли там пища и питье. Так же они не знали, насколько безопасным будет новое место, ведь вся пустыня кишела змеями и скорпионами, как сказано (Дварим, 8:15): «Который вёл тебя по великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье». Но евреи всем сердцем уповали на Творца и безропотно шли за Ним, не волнуясь ни за что. Это безупречное упование прославляет пророк Ирмияу, говоря (2:1-2): «И было сказано мне слово Г-сподне: Иди и возгласи в уши Иерусалима, сказав: так сказал Г-сподь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, (как) шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной».
Рав Шмуэль Мельцан, ученик Виленского Гаона, пишет в книге «Вера и провидение», что в этом заключается основа надежды на Творца – быть всегда абсолютно спокойным и нисколько не волноваться за то, что произойдёт в будущем. Причина этой душевной невозмутимости заключается в понимании, что Владыка мира, без воли Которого не происходит ничего, желает его блага и ведёт его, в соответствии с этим желанием, по жизненному пути.
Мудрецы Талмуда (Сота, 48б) сообщают нам: праведники, у которых есть достаточно пищи на сегодняшний день, но они, несмотря на это, волнуются, будет ли пища на завтра, потеряют большую часть награды за свою праведность из-за недостаточного упования на Г-спода.
Вышеупомянутое поможет нам понять слова Виленского Гаона в объяснении стиха из книги Теилим (118:9): «Лучше уповать на Б-га, чем надеяться на великодушных». «Разница между упованием («лахасот») и надеждой («ливтоах») заключается в том, что надежда – это ожидание выполнения того, что было обещано, упование же – ожидание того, на что не было никакого обещания», поясняет Виленский Гаон. Согласно Гаону вышеприведённый стих намеревается сказать следующее: «Лучше уповать на Г-спода, что Он сделает для человека даже те вещи, о которых не обещал, нежели надеяться на исполнении обещаний великодушных людей». По какой причине человек может надеяться, что Творец сделает для него те вещи, на которые не было никакого обещания? Причина на эту надежду заключается в чётком осознании того, что Творец желает его блага и, несомненно, восполнит нужды уповающего на Него.
Эта статья была опубликована на сайте Беерот.ру.