Еврейская народная мудрость гласит:
«Посоветуйся и поступи по-своему».
На первый взгляд, непонятно: если поступать по-своему, зачем советоваться?
Объясняет рав Хаим из Воложина: советчики никогда не могут в полной мере осознать ситуацию, по поводу которой с ними хотят посоветоваться, ведь только сам спрашивающий совета способен воспринимать ее наиболее точно. Но при этом человеку недостает мудрости, знаний и жизненного опыта, чтобы понять, как же ему следует поступать в данной ситуации. Поэтому, советуясь с несколькими людьми, ему следует прислушаться к разнообразным мнениям – и выбрать из каждого то, что подходит к его ситуации. Таким образом, он сможет принять оптимальное решение.
Сказал царь Соломон (Мишлей, 24, 6): «И спасение – во множестве советчиков». Буквально это выражение звучит: «во множестве советчика». В словах «во множестве советчика» содержится намек на вышеупомянутое утверждение: советчиков должно быть много, но из их советов следует выбрать одно, наиболее подходящее к его ситуации. По этой причине слово «советчик» фигурирует тут в единственном числе.
Рав Хаим из Воложина объясняет этим и слова Гилеля («Пиркей авот», 2, 2): «Тот, кто много советуется, увеличивает понимание». В иврите есть различные слова, обозначающие мудрость. Среди них хохма и твуна. Разница между этими словами заключается в том, что хохма обозначает приобретение знаний, в то время как твуна обозначает способность воспользоваться знаниями и употребить в решении новых вопросов. Казалось бы, Гилелю в его изречении более уместно было употребить слово хохма, ведь, советуясь, человек приобретает знания. Однако он употребил слово твуна. Почему?
Опираясь на сказанное выше, мы поймем, каков ответ на этот вопрос: Гилель употребляет слово твуна, обозначающее способность делать логические заключения, поскольку совет должен служить человеку лишь материалом для размышления, а не окончательным решением.