Из нашей недельной главы мы можем выучить немало советов, каким образом победить дурное начало. Некоторые из них.
1. Приучить себя чувствовать отвращение к греху и любовь к добрым поступкам
«И увидела жена, что дерево хорошо для еды и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания» (3:6).
В том, что Хава, глядя на плоды, запрещенные Творцом, желала их, уже было началом греха. И пишет Рамбам (Законы нравов, 2:1): «Бывает такая болезнь, когда сладкая пища кажется горькой, а горькая сладкой, и возникает желание съесть что-то непригодное в пищу; подобной бывает и болезнь души, при которой грех кажется сладким, а заповедь – горькой».
Что делать?
Приучить себя чувствовать отвращение к греху и любовь к добрым поступкам.
Подробнее об этом читайте тут.
2. Постоянно напоминать себе, что у нас есть силы и возможности идти по пути истины и творить добро.
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал он жене: подлинно ли сказал Бог: “не ешьте ни от какого дерева в саду…“?.. Умереть не умрете, но знает Бог, что в день, в который поедите от него, откроются глаза ваши, и вы будете как великие, знающие добро и зло» (3:1, 4-5).
Пишет Виленский Гаон, что все утверждения йецер а-ра делятся на две основных категории и обе мы обнаруживаем в словах змея, который буквально олицетворяет йецер а-ра.
Первая категория – это когда дурное начало внедряет нам мысль, что выполнять повеления Всевышнего невозможно, просто потому что они невыполнимы. К этой категории относятся слова змея: «подлинно ли сказал Бог: “не ешьте ни от какого дерева в саду…“?» Т.е. змей утверждал, будто бы все запрещено, и, конечно же, нет возможности устоять перед таким количеством запретов.
Что делать?
Когда у человека появляются подобные мысли, он должен сказать себе: «Это совершенно не так — есть много разрешенных вещей. Более того, если Бог дал нам этим запреты, значит, они выполнимы».
3. Постоянно напоминать себе разрушительную силу греха
Вторая категория утверждений йецер ара заключается в его намерении подтолкнуть человека к ошибке в понимании Торы, представляя дело так, будто тот или иной грех на самом деле не запрещен или будто нарушить запрет не так уж страшно.
Что делать?
Следует постоянно задумываться и напоминать себе, насколько это страшно делать дурные поступки и нарушать волю Творца.
4. Не смотреть на неподобающие вещи
«И сказал Господь змею: “… оно (потомство Хавы) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (3:14-15).
Сила человека победить cвое дурное начало заключена именно в его голове – в умении мыслить, анализировать, принимать решения: обдумав свои поступки, он может изменить их.
А сила йецер а-ра, в том, что он «жалит в пяту». Что здесь подразумевается? С одной стороны, пятка — наименее чувствительное место на всём теле человека; и, когда он идёт, то не думает, куда поставить пятку, а только куда пальцы ноги. С другой стороны, в основном пятка держит человека.
Так и подсознание — оно реагирует на всё, мимо чего мы «прошли», вроде бы даже не обратив внимания: на что бросили взгляд, услышали краем уха, прочли без внимания и т.д. Однако именно подсознание «держит» всего человека и направляет его.
Что делать?
Следует стараться не проходить через неподобающие места (и тем более не находится в них), не видеть и не слышать никаких неподобающих вещей.
5. Привести себя к такой ситуации, что у него не будет возможности грешить
И сказал Господь Каину: «…у входа грех лежит» (4:7).
Магид из Дубно в своем труде Оэль Яков комментирует от имени Виленского Гаона: слова «у входа грех лежит» означают, что дурное начало имеет силу только там, где есть «вход» для него, то есть когда у человека появляются сомнения, выполнить волю Всевышнего или нет. Воспользовавшись этим «входом», йецер без особого труда может подтолкнуть на дурной путь. Но если у человека нет «входа» для нарушения воли Всевышнего и это представляется ему невозможным, йецер а-ра не сможет к нему «войти».
Что делать?
Человек должен привести себя к такой ситуации, что у него не будет возможности грешить.
6. Сделать «ограду» перед запретом
«И сказала жена змею: только из плодов дерева, которое в середине сада, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему» (3:2-3).
В Пиркей Авот сказано: «И сделайте ограду Торе». Мидраш (Авот де раби Натан) утверждает, что этому мы можем научиться на примере Адама, который к запрету Творца добавил запрет касаться дерева и сказал о нем Хаве.
Змей же, в свою очередь, принудил Хаву дотронуться до запрещенного дерева (Мидраш Берешит Раба, 19) и нарушить тем самым «ограду», установленную Адамом, то есть пренебречь ограничениями, которые помогают избежать нарушения запрета.
Мидраш сообщает нам, что это известная тактика йецер а-ра: сначала он соблазняет человека преодолеть «ограду» запрета, а не нарушить сам запрет, а когда та преодолена, уже нет особой проблемы подтолкнуть и к самому греху.
Что делать?
Следует сделать «ограду» перед запретом и всеми силами стараться не перейти ее.
7. Верить в возможность исправиться
«И сказал Господь Каину: отчего досадно тебе? и отчего поникло лицо твое? Ведь если будешь добро творить, превознесешься» (4:6-7).
Зачастую человек, который согрешил, испытывает досаду и начинает думать, что у него больше нет шанса быть праведным, поэтому он перестает оберегаться греха. Однако следует помнить, что Всевышний по милости Своей дает нам возможность раскаяться — сделав тшуву, вернуться к Всевышнему.
Более того, после тшувы мы становимся ближе к Творцу, чем прежде. Наши мудрецы сказали, что согрешивший и сделавший тшуву находятся на более высоком уровне, чем тот, кто никогда не грешил. (Важно понимать, что, если человек, не дай Бог, не оберегается греха, думая: «Согрешу, а потом сделаю тшуву», он очень рискует тем, что никогда не сможет сделать тшуву, ведь сказали наши мудрецы, что тому, кто говорит себе:«Согрешу и раскаюсь, согрешу и раскаюсь», не дают (с Небес) возможности совершить тшуву).
По словам Виленского Гаона, это и имеет ввиду Творец, обращаясь к Каину: «Ведь если будешь добро творить, превознесешься», то есть будешь на более высоком уровне, чем до греха.
И об этом же сказал царь Шломо: «Если вознегодует дух властителя, не покидай места своего, ибо кротость покрывает большие грехи» (Коэлет, 10:4). Поясняет Виленский Гаон, что под словами «дух властителя» имеется ввиду йецер а-ра – если он введет тебя в грех, старайся удержаться на том же духовном уровне, на котором был до сих пор, и продолжай делать те добрые дела, что и прежде, тогда излечишься от его пагубного влияния.
Что делать?
Если человек согрешил, он должен не отчаиваться, а верить в возможность исправиться.