Скрытая война внутри нас
Благочестивый человек столкнулся с группой солдат-победителей, которые возвращались после ожесточенного сражения. Враг пал, воины одержали победу.
— Вы ещё мало сражались и не во всем победили,- сказал он воинам. — Большая битва ещё впереди!
— О какой большой битве ты говоришь? — спросили они.
— Это война внутри нас: сражение против злого начала, настоящая и очень ожесточенная война. Вы только что вернулись после трёхнедельного напряжённого кровопролития и разгромили врага. Но духовное сражение с йецер ѓa-ра, дурным началом, никогда не закончится. Даже одержав победу в сотне боёв над ним, вы никогда не останетесь в покое. Эта война постоянна. Йецер ѓa-ра не успокоится до тех пор, пока не разобьёт вас. Как только вы выдохните и ослабите защиту, дурное начало улучит возможность наброситься на вас с новой силой и поистине разорвать вас.
На обыкновенном поле боя существует линия фронта. Вы можете быть окружены, но, тем не менее, вы, хотя бы приблизительно, знаете, где залег враг. В то время как йецер ѓa-ра — великий мастер маскировки. Он знает, как прикрыть иллюзию маской реальности, как дать логическое объяснение злу и выдать его за добро. Он весьма лукав и коварен, ибо знает, как подступить к вам, дабы обмануть и обезоружить для того, чтобы вы нанесли урон самим себе и своим близким, совершенно ничего не подозревая» («Обязанности сердца» Врата искренности действия Шаар Йихуд ѓа-маасех, глава 5).
Месяц Элуль. Бой против злого начала внутри нас
Наступает еврейский месяц Элуль. А это значит: надвигается бой против йецер ѓa-ра; следовательно, необходимо пополнить запасы оружия.
Первая задача противника — подорвать чувство вашей ответственности и заставить переложить её на плечи кому-то другому. Вы можете подумать: «Пусть мой учитель меня вдохновит» или «Пусть мне мой реббе покажет, над чем мне стоит потрудиться».
Так вот, хватит ждать кого-то, кто вам подскажет, что и как изменить в себе в течение месяца Элуль. Вы сами отвечаете за все. Вам следует заглянуть в себя и наладить внутренний контакт, чтобы определить, над чем вам стоит поработать.
В Мишне говорится: «Если я не за себя, то кто за меня?» (Трактат Авот 1:14). Никто не поможет вам вырасти, если вы сами не захотите взять на себя такую ответственность. Ваши учителя предоставят вам величайшие инструменты всех веков для самоисправления, однако, если вы не приметесь за них, не решите взять ответственность за свою жизнь в свои руки, эти инструменты попросту заржавеют.
Раскройте для себя смысл вопроса: что для вас означает ваша жизнь? Чего она стоит? Чего вы хотите достичь в грядущем году? Чему вы посвящаете своё странствие по дороге жизни?
Если не принять решение сейчас, то можно легко впасть в заблуждение, думая, что вы изо всех сил готовитесь к Рош ѓа-Шана, прослушивая вдохновенные лекции в надежде, что кто-то из великих раввинов сотворит для вас чудо.
Никто не сотворит для вас чудес. Никто не направит вас на путь Торы. Нет никаких специальных шаблонов для святости; вы и только вы ответственны за собственное совершенствование и обучение. Приложите усилия и перестаньте полагаться на других. Никто и ничего не сделает за вас.
[grwebform url=»https://app.getresponse.com/view_webform_v2.js?u=Sa98V&webforms_id=12591901″ css=»on» center=»off» center_margin=»200″/]
Суд и любовь
Месяц Элуль, на первый взгляд, кажется парадоксальным. С одной стороны, это время для «Ани ледоди вэдоди ли — Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный — мне», — акроним для слова «элуль». Это время, когда мы можем прочувствовать сильную любовь Творца и Его близость к Своему народу.
Элуль — это ещё приготовление к Рош ѓа-Шана, когда перед Царём Вселенной, восседающем на троне Великого Судьи, раскрываются Книга Жизни и Книга Смерти. Ибо только Вс-сильный определяет, кому жить, а кому умереть; у кого обнаружат рак, а кто — исцелится; кто разобьётся в аварии, а кому — надлежит выжить. Мы сталкивается с кажущимся противоречием между «Я принадлежу своему Возлюбленному, а возлюбленный — мне» и Днём Суда. Чем похожи эти два понятия?
Рабби Моше Хаим Луцатто, или Рамхаль, в одном афоризме образно определяет всю суть нашего существования, и, тем самым, даёт нам ответ. В своей книге «Дерех Ашем» («Путь Творца») 1:4:6 он пишет:
«Смыслом служения Б-гу является то, что человек постоянно возвращается к своему Создателю, дабы осознать, что он был создан с единственной целью — воссоединиться со своим Творцом».
Всё, что случается с нами в этом мире, происходит по одной простой причине, и вот эта простая причина — стать ближе к Вс-вышнему, прочувствовать, что я принадлежу Возлюбленному моему, а мой Возлюбленный — мне.
Евреи понимают, что всё, что делает Б-г, содействует нам на благо; в этом сущность Его любви. Всякое деяние, Им творимое, будь то неожиданная приятная прибыль или пугающее банкротство, — это всё то, что нам нужно для воссоединения с Ним.
Я принадлежу моему Возлюбленному — если вы любите Вс-вышнего и цените его, как своего отца, мой Возлюбленный принадлежит мне, — и тогда вы вскоре увидите, как Вс-сильный любит вас и всё, что Он делает для вашей жизни, окажется решительно ради вашего же блага. Но если вы не цените значения Его действий в своей жизни и поэтому начинаете сетовать и жаловаться на происходящее с вами, тогда у вас может сложиться ошибочное ощущение, что Он не любит вас.
Рамхаль описывает войну с йецер ѓa-ра такими словами: «Человека поместили в этот мир только для того, чтобы он смог одолеть своё дурное начало и подчинить себя Создателю с помощью силы своего интеллекта. Он должен превозмочь ложные физические пристрастия и склонности, исправить свои поступки в согласии с целью [дабы сблизиться с Творцом]» (там же). В наших руках есть всё: крепко ухватиться за могучую руку Б-жью, сражая наповал йецер ѓa-ра и возвышаясь над суетой этого мира с его страстями и похотью.
Изучение Торы
Рамхаль называет уникальное оружие Творца, которое следует использовать в борьбе против йецер ѓa-ра для достижения нашей цели: «Б-г дал нам то, что намного мощнее и величественнее любого другого средства с целью сближения с Создателем, — это изучение Торы» (Дерех Ашем 1:4:9). Нет ничего более мощного в борьбе с силами зла, чем изучение «инструкций» Ашема для придания высокого смысла нашей личной жизни, — это живые и действенные слова нашего Создателя.
Однако Рамхаль ставит условия: «Для человека, который читает их в святости и чистоте, с намерением преисполниться Б-жьей волей, эти слова обладают уникальным свойством: зарядить человека стремлением к совершенству и величайшей святости». Нам нужно изучать Тору только так: в святости и чистоте, дабы добиться познания, определенного термином «лишмах», безупречно, ради Небес.
Наша мотивация — стать ближе к Б-гу — не должна смешиваться с желанием одобрения со стороны или быть результатом общественного давления.
Элуль — это время испытать свои планы и цели
Время задаться вопросом: зачем вы изучаете Тору? Убедитесь, соответствует ли это Вашим сокровенным мотивам. Храните себя в чистоте!
И, наконец, изучение Торы должно сопутствовать нашему желанию исполниться Б-жьей волей, как мы говорим в своих ежедневных молитвах во втором благословении перед тем, как читать Шма:
«Смилуйся над нами и дай нашему сердцу понять и постичь, слушать, изучать и учить, соблюдать и исполнять, и воплощать с любовью все заповеди Торы Твоей».
Изучение Торы — это не просто интеллектуальная деятельность.
Его цель — наполнить вас словами Торы до мозга костей, чтобы вы могли жить ими. Изучение Торы должно изменить вас, приблизить к Вс-вышнему. Если ваши намерения ещё не преисполнены невероятным познанием глубины Торы, тогда вы уподобляетесь ослу, везущему охапку … книг. То есть Ваши знания не достигают сути вашего существования.
Трубит шофар; вы стоите на пороге Судного Дня. Вы на войне. Враг уже близок, он у ворот. Наступило время для мужественного решения — выступить против йецер ѓa-ра.
Нет времени медлить, нужно смело взять на себя ответственность за каждое мгновение вашей жизни, дабы изучать Тору в чистоте помыслов ради исполнения Б-жьей воли и Его замысла. Никто не сделает это за Вас.