Как-то я услышал поучительный анекдот:
Один известный лектор был приглашен в сельский клуб. В назначенное время он явился на встречу, но обнаружил пустой зал, а в зале одного-единственного слушателя. Лектор проверил точность информации, дату и часы встречи, наличие своевременного оповещения. О дате и начале лекции сообщало большое объявление, своевременно вывешенное на улице села – иными словами все было в порядке.
А людей в зале «немного». Как тут быть?!
Лектор решил посоветоваться с единственным слушателем, который продолжал одиноко сидеть в зале.
– Так что же мне делать? – спросил он. – Читать лекцию или нет?
– Смотри, – сказал одинокий слушатель. – Я ничего не понимаю в лекциях. Но я хорошо разбираюсь в коровах: если бы я пришел в коровник и увидел, что все буренки разбежались и только одна дожидается меня, разве я отказал бы ей в корме?!
Ученик сидел ни жив ни мертв.
Закончив лекцию, лектор живо поинтересовался мнением своего слушателя. Но тот не спешил с восторгами. Он переминался с ноги на ногу и молчал. Наконец «преданный ученик» напомнил лектору уже известный факт.
– Я ничего не понимаю в лекциях, но зато я хорошо разбираюсь в коровах.
И продолжил:
– Если бы я пришел в коровник и обнаружил, что все коровы сбежали, и меня дожидается только одна, неужели я дал бы ей корм, который предназначался всему коровьему стаду?!
И так поступал Творец, обучая Моше, как пишет Раши в комментарии на недельную главу Ваикра:
«Для чего служили паузы? Чтобы в промежутках между двумя разделами или двумя положениями дать Моше шанс обдумать (воспринятое им)».
Раши продолжает: из этого суждения мы делаем вывод, коль скоро Творец обучал самого Моше, делая паузы в обучении, тем более обычному человеку, который учится у простого учителя, следует давать возможность остановиться, сделать паузу, чтобы он мог обдумать и переварить пройденный материал.
«Праведный ест, чтобы насытиться, а чрево нечестивых оскудевает».
Виленский Гаон объясняет, что это притча о людях, изучающих Тору: праведный учит каждый раз такое количество материала, которым он в состоянии «насытиться» и которое может переварить, в то время как грешник «впихивает» в себя сразу большое количество материала, дабы прослыть всезнайкой, демонстрируя внешнюю эрудицию, но при этом не усваивает материал по сути и поэтому не преуспевает в учебе.