«И окропит очищающегося»
Ваикра (14:7)
В книге «Мешех Хохма» говорится, что прокаженный в Торе называется «очищающийся», а не «очищаемый», потому что он обязан помогать процессу своего очищения. Должен сам стремиться к чистоте с помощью пробуждения, которое приведет к раскаянию.
Один из руководителей ешив передает рассказ, способный научить нас тому, как важно собственное пробуждение человека для того, чтобы придти к тшуве.
Однажды гаон раби Акива Эйгер сидел после полуночи со своим сыном и занимался Торой. Внезапно раздался стук в дверь, и пришедшие посланники сообщили раву, который в ту пору возвглавлял общину в Познани, чтобы необходимо собрать большую сумму для выкупа пленных.
Встал гаон, одел пальто и сказал сыну: «Мы идем в такое-то место». Показывая пальцем направление, он упомянул, что в этом месте сидят бездельники и играют в карты по вечерам.
Встал главный раввин Познани и пошел в путь. И вот, он стучит в дверь картежников. Когда дверь открылась, присутствовавшие там онемели и испугались. Они тоже знали о величии и достоинствах главного раввина города. Они были встревожена его визитом, не понимая, что ему вдруг потребовалось от них именно в эту ночь.
Но раби Акива Эйгер уже ждал этого вопроса. Он заговорил с ними мягко и объяснил величие заповеди, которая сама пришла к нему сейчас. Он попросил собравшихся пожертвовать деньги на выкуп пленных.
Несмотря на порочность этих людей, началось оживление, и за короткое время собралась неплохая сумма, которой хватило, чтобы исполнить заповедь. Раби Акива Эйгер взял деньги в руки и поблагодарил людей, но тут произошло нечто ужасное. Его лицо внезапно изменилось, и он начал кричать на людей в комнате, что они тратят время впустую, и жестко упрекал их за их недостойное поведение.
Встал один из игроков и дерзко спросил: «Простите, господин, но хотелось бы знать, почему эти крики исходят из Ваших уст лишь после того, как деньги уже у Вас в руках? Не с них ли следовало начать, войдя в комнату?»
Казалось, рав словно ожидал этого вопроса: «Ваше низкое духовное состояние тревожило меня уже долгое время, и как раввин города, я молился за вас, чтобы вы удостоились совершить тшуву, но безрезультатно.
Я ждал подходящего момента, когда у вас начнется собственное пробуждение, чтобы суметь повлиять на вас и передать «пробуждение свыше». Это случилось здесь, в этой самой комнате.
Когда я вошел и попросил пожертвовать деньги на великую заповедь, а вы согласились, эта заповедь оказала воздействие в ваших сердцах и вызвала желаемое пробуждение. Это был самый подходящий момент, чтобы высказать упреки. Пусть эта сила, что проявилась у вас сейчас, произведет эффект, и вы раскаитесь» (Бархи Нафши).