В Недельной главе Ки Тиса (Шмот, 30:11-34:35) сказано: «и в сердце каждого Я дал мудрость». Из этих слов мудрецы (Брахот, 55а) делают вывод, что Всевышний дает мудрость только мудрому человеку. Подобное следует и из книги Даниэля (2, 21): «Дает (Всевышний) мудрость мудрым».
Эти слова таят в себе определенную загадку: откуда человек берет изначальную мудрость, ведь человек не рождается мудрым?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рабби Хаим из Воложина приводит слова наших мудрецов в трактате Шабат, из которых следует, что страх перед Всевышним сам по себе уже является проявлением мудрости. Он утверждает: мудрецы имеют в виду, что только богобоязненному человеку Творец дает мудрость.
Этот принцип формулирует Мишна в Пикрей Авот (3, 17): «Если нет страха перед Творцом, нет мудрости»
Но почему страх перед Творцом так необходим для приобретения мудрости?
В качестве ответа на этот вопрос Виленский Гаон в комментарии на Мишлей приводит из Талмуда (Швуот 41б) психологическое правило: человек усваивает только то, что возложено на него, в познании чего он испытывает потребность! Все, в чем человек не ощущает необходимости, проходит мимо его сознания и никак не усваивается.
Трепет перед Всевышним превращает мудрость Торы в потребность человеческой души, — в дело, возложенное на самого человека, в предмет его осознания и переживания. Для людей, лишенных трепета перед Творцом, Тора навсегда останется некоей абстракцией, не лежащей в сфере их личных интересов, вот почему эти люди никогда не смогут усвоить мудрость Торы и вникнуть в ее смыслы и глубину..