В своем сознании мы часто ассоциируем пирсинг с татуировками и можем задаться вопросом, в равной ли степени они запрещены. В самом деле, Тора четко запрещает любые татуировки (кроме тех, которые сделаны в медицинских целях, например, для практического руководства хирургам): «И наколотой надписи не делайте на себе».1
Библейский прецедент
Однако в отношении пирсинга такого запрета не существует. Фактически, Тора говорит нам, что Элиэзер подарил Ривке незем (кольцо в нос или серьгу)2 в качестве подарка и что Аарон велел мужчинам принести сережки своих жён для изготовления золотого тельца,3 что указывает на то, что их обычно носили наши предки.
Более того, еврейский закон обсуждает допустимость ношения как колец в носу, так и серег во время Шабата и наличие основания для опасений по поводу того, что это может привести к нарушению закона о переносе в общественном владении в святой день отдыха.4
Но почему пирсинг разрешен? Разве это не должно быть запрещено общим запретом как членовредительство?
Любавический Ребе рассматривает эту проблему и приходит к выводу, что это не считается вредом, поскольку пирсинг имеет практическую долгосрочную функцию, позволяя женщине безболезненно и легко носить кольцо в течение многих лет.5 Таким образом, пока пирсинг не является уродливым или унизительным, он разрешен.6
«Нееврейский» пирсинг
Однако есть важная оговорка: Тора предписывает нам не следовать обычаям других народов.7
Параметры этой заповеди могут быть нечеткими и изменяться в зависимости от общественных норм. В Кодексе еврейских законов мы читаем, что это может включать такие вещи, как стрижка волос или ношение одежды обычными для неевреев способами.8
Однако не всякая одежда, которую носят неевреи, запрещена. Например, то, что строители-неевреи носят желтые жилеты, не означает, что строители-евреи не должны их носить. Это полезный прием, который евреям как раз стоит перенять. То же самое и с другой униформой, которая помогает нам идентифицировать профессионалов и поставщиков услуг, даже если ее создатели не были евреями.
С другой стороны, если определенный покрой, цвет или выбор ткани являются обычным явлением среди неевреев и отражают определенный идолопоклоннический характер или элемент распущенности общества, это будет запрещено. В данном случае речь идет, например, о ношении полностью красной одежды, которую в древние времена предпочитали женщины, чьи моральные стандарты были далеки от идеальных.9
Но вернемся к пирсингу: конечно, некоторые его виды не имеют никакого отчетливо нееврейского подтекста и потому допустимы. Это, безусловно, относится к простому пирсингу на каждом ухе (для женщины), а также может включать и другие его виды, в зависимости от специфики данного времени и места.
С другой стороны, кажется совершенно очевидным, что некоторые виды пирсинга все же и в наши дни воспринимаются как нееврейские и отражают определенную бунтарскую культуру — они, безусловно, запрещены, как и пирсинг, который уродлив или вреден.
Поэтому, если вы подумываете о том, чтобы сделать пирсинг, и не уверены, что это нормально, проконсультируйтесь со своим местным авторитетным раввином, который лучше всех сможет посоветовать вам, как эти законы применяются именно в вашем регионе.
Сноски
- Ваикра, 19:28.
- Берешит, 24:22. Слово «незем» иногда означает кольцо в носу, а иногда — сережку (см. Хизкуни, там же).
- Шмот, 32:2-3.
- Шулхан Арух, 303:8.
- См. Ликутей сихот, т. 20, стр. 568.
- Игрот Моше Хошен Мишпат II, 66.
- Ваикра, 18:3, Ваикра, 20:23, и т.д.
- См. Маймонид, Законы Авода Зара, 11, и Кодекс еврейского закона, Йоре Деа, 178.
- См. «Глоссы Рамы», там же.