В практических вопросах а наше время слово “израилиты” (сын народа Израиля) является синонимом еврея или иудея.
Изначально оно происходит от имени Израиль, которое в течение жизни получил праотец Яаков, внук Авраама и прародитель 12 колен. Это произошло после его победы над ангелом Эсава, с которым он «боролся» на берегу притока Иордана Ябок.(1) Значение этого имени может быть истолковано как «победитель над могущественными [ангелами]», «правитель Божий» или «прямой перед Богом».
Это также корень (менее распространенного) имени Йешурун,(2) которое в ивритском написании похоже на имя Израиль.
С исторической точки зрения обозначение «еврей» (иври) использовалось со времен Авраама, а вариант «израильтянин» (исраэли) появился, когда потомство Яакова превратилось в народ.
А дальше появилось слово «иудей» (йеуди — производное от царского колена Йеуды). Оно было популяризировано в эпоху после вавилонского изгнания, когда многие евреи, управляемые не своим царем, а представителем другого народа, предались идолопоклонству и в итоге остались в изгнании навсегда, а те, кто все же вернулся в Израиль, вне зависимости от принадлежности к какому-либо колену, продолжали называться евреями.
Если рассматривать особенности языков, то, несмотря на то, что израильтяне, евреи и иудеи — это фактически одно и то же, заметна тенденция, по которой во многих языках становится наиболее популярным именно слово “еврей” в качестве предпочтительного обозначения людей, принадлежащих к нашему народу. Однако в других языках ситуация может отличаться, поэтому все же нельзя сказать, что слова “иудей” и “израильтянин” полностью потеряли актуальность.
Наш праотец получил при рождении свое имя Яаков, потому что он выходил из материнской утробы, «держась рукой за пяту (экев) Эсава».(3) Но так же это имя означает «ниспровергать» или «препятствовать».
Получается, что имя Яаков символизирует еврея, который борется с трудностями и пытается примирить свое духовное наследие с окружающей его материальной средой. Он сражается с реальностью, в которой власть материальности кажется общепризнанной.
А имя Израиль олицетворяет того, кто, наоборот, уже выиграл эту битву. Он видит, что на самом деле во всем происходящем в этом мире нет никого и ничего, кроме Всевышнего, и все, что, как может показаться, противоречит Ему или Его воле, — это всего лишь мираж, который сам Всесильный и поставил перед нами преградой, чтобы у нас появилась возможность бороться и побеждать.
Сноски
- Берешит, 32:29.
- См., например, Дварим, 32:15.
- Берешит, 25:26