В период с праздника Песах до праздника Шавуот принято соблюдать некоторые траурные обычаи. Причина: в этот период умерли 24 тысячи учеников Раби Акивы. Арух а-Шулхан (493:1) приводит еще одну причину: в этот период были приняты жесткие антиеврейские законы в средневековой Франции и Германии.
Существует несколько обычаев, когда именно в этот период принято соблюдать траурные обычаи.
В какие дни не стригутся и не бреются? Мишна Брура (493:14—15) приводит три обычая:
1. Со второго дня Песаха до утра Лаг ба-Омер (для сфарадим до утра 34 дня Омера). Если Лаг ба-Омер выпадает на йом ришон (воскресенье), то ашкеназим разрешено стричься утром в йом шиши (пятница) в честь Шаббата (Рамо 493:2)
2. С начала месяца Ияр (включая оба дня Новомесячья) до утра третьего Сивана (три дня до Шавуота).
3. Со второго ияра до дня перед Шавуотом.
По всем трём вариантам, поскольку ученики Раби Акивы умирали в течение 33 дней, обычаи траура необходимо соблюдать в течение 33 дней. Различие между ними заключается лишь в том, каким образом отсчитывать эти дни. По всем трем обычаям разрешено также стричься в Лаг ба-Омер.
Существует еще один обычай, который приводят от имени Аризаля: не стричь волосы во время всего периода с Песаха до Шавуота. Объяснение: данный период считается временем, когда происходит суд. Но этот обычай соблюдают только взрослые, поэтому даже тем, кто следует ему, разрешено стричь детей в Лаг ба-Омер, когда им исполняется три года.
В Эрец Исраэль и за ее пределами наиболее распространенным является первый обычай. Хаей адам приводит, что в общине города Вильно был распространен второй обычай.
Что же делать человеку, который не знает, какой у него обычай? Он следует обычаю, который принят в его общине, поскольку запрещено, чтобы в одной общине одновременно соблюдались разные обычаи, противоречащие друг другу. Если же какой обычай у местной общины, неизвестно, лучше следовать первому мнению, поскольку оно является наиболее распространенным.
Эта статья была опубликована на сайте Толдот.ру.