«Но Я ожесточу сердце Паро и умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской. И не послушает вас Паро, и Я наложу руку Мою на Египет. И выведу полки Мои, народ Мой, сынов Исраэйлевых, из земли Египетской великими казнями»
(Шмот, 7:3-4)
Притча:
Один богобоязненный богатый торговец обычно переправлял закупленные им товары морем. Но однажды пришли плохие новости: флотилия кораблей с его товарами затонула, и он остался ни с чем. Никто не хотел быть посланником этих ужасных новостей. Все боялись реакции торговца, когда он узнает о том, что совершенно разорился.
Один городской рав согласился поговорить с купцом. Он попросил его прийти к нему и стал разговаривать с купцом о страхе перед Небесами: о том, что весь мир – суета сует, ѓевель гевелим ѓа-коль ѓевель, и, если человек теряет имущество, ему не стоит переживать об этой потере. Торговец выслушал рава и усвоил сказанное ему.
После долгого обсуждения рав спросил:
– Скажи, если бы ты услышал, что один из кораблей, везущих твои товары, затонул, ты бы пришел в отчаяние?
Купец ответил:
– Конечно, нет, ибо после нашего разговора я усвоил то, что все материальное суетно.
Рав продолжил:
– А что, если бы все твои корабли потерпели крушение?
Богач ответил:
– Если бы я сразу ответил на этот вопрос, мой ответ был бы легкомысленным и поспешным. Дай мне время подумать.
Богач взял книгу рабейну Бахье Ховот ѓа-левавот и выучил главу о доверии к Всевышнему — Шаар ѓа битахон, где автор определяет мидат ѓа-битахон, качество уверенности как осознание того, что все, что происходит и произойдет с человеком (как хорошее, так и плохое), проистекает от Всевышнего, и все, что Он делает – все это к добру. Это – самое благословенное … Иными словами, в книге говорилось, что тот, кто полагается на Б-га, богаче алхимика.
Затем торговец спокойно сказал раву:
– Если бы затонули все мои корабли, я бы не отчаялся, потому что я понимаю, что Б-г всесилен – и надо полагаться на Него.
Тогда рав произнес:
– Хорошо, что ты пришел к такому заключению. Сейчас я вынужден сообщить тебе, что все твои корабли затонули в океане.
Когда рав выговорил это, богач упал в обморок. Понадобился доктор, чтобы вернуть его к жизни. Когда купец пришел в себя, рав спросил его:
– Почему ты потерял сознание? Ты же сам от всего сердца сказал, что не будешь отчаиваться.
Богач ответил ему:
– Когда я сказал, что весь мир – суета сует, я думал, что мои корабли, как и раньше, плывут по морю, но когда ты сказал, что они утонули, – все изменилось!
Объяснение притчи:
Рав Яаков Неэман так объясняет поведение фараона:
Когда Йосеф истолковал сон фараона, несмотря на то что Паро был идолопоклонником, он сразу поверил в Б-га и сказал:
– Раз Б-г открыл тебе эти знания, значит, нет никого мудрее и умнее тебя.
И потом добавил:
– Разве можем мы отыскать человека, подобного тебе, который обладает духом пророчества от самого Всевышнего.
Однако, позднее, когда Моше пришел к фараону и сказал ему, что есть Б-г, и Он хочет, чтобы фараон отпустил евреев из Египта, фараон сказал:
– Кто этот Б-г такой, чтобы я его слушал?
И больше уже не желал верить в Него.
Наконец, уже после того, как Паро отпустил евреев из Египта, фараон сразу пожалел об этом и сказал:
– Что же мы наделали, зачем отпустили евреев, которые служили нам?
Благодаря притче о потерянном богатстве купца, с которой мы познакомились в начале рассуждения, не трудно понять разницу между двумя подходами. Когда Йосеф сказал фараону, что в мире существует Б-г и Он собирается обогатить его, и деньги со всего мира стекутся в Египет, фараон совсем не возражал против веры в такого доброго Б-га.
Веру легко принять, когда она ничем не угрожает твоему личному состоянию. Напротив, обещает еще большее богатство!
Когда же Моше сказал фараону, что в мире есть Б-г, и Он хочет, чтобы фараон освободил из египетского рабства целый народ, что приведет к неизбежным экономическим потерям для страны, фараону совсем не приглянулась идея верить в такого Б-га, и его ответ выразился в крайне неприятном для него и высокомерном недоумении:
— Кто этот Б-г такой ?
Иными словами, Кто этот Бог такой, чтобы я в него верил!