«Говори, прошу тебя, во всеуслышание народа: пусть попросит каждый у своего ближнего и каждая у своей ближней вещи серебряные и вещи золотые». (Шмот 11:2)
Слово נא (прошу тебя) всегда предполагает некоторое нежелание со стороны человека, к которому обращена просьба. (Ср. Берейшит 12:13, там, где Авраам просит Сару назваться перед египтянами его сестрой.)
Сыны Израиля только что представили самое убедительное доказательства своего подлинного морального совершенства. В течение трех дней их притеснители, ослепленные тьмой и пригвожденные ею к определенному месту, полностью были в их власти. В течение этого времени все имущество египтян оставалось без надзора в их домах. Но ни один еврей не воспользовался этой возможностью, чтобы отомстить им; ни один еврей не тронул ни египтянина, ни его добра. Именно в тот момент, когда зрение вернулось к египтянам, и они обнаружили свое имущество в полной сохранности там, где они его оставили, они вынуждены были признать величие еврейского народа. Сознание этого в конце концов победило ту антипатию, которую египтяне испытывали к евреям: моральное величие его народа придало Моше в глазах египтян больше значимости, чем все совершенные им чудеса.
Моше и народ Израиля, по-видимому, совсем не хотели компрометировать эту моральную победу теми просьбами к египтянам, которых требовал от них Б-г. Однако воля Б-га состояла в том, что Его народ не должен покинуть страну с пустыми руками. Предыдущие поколения детей Израиля, проведя жизнь в рабстве, не смогли скопить даже самого скромного имущества; более того, им полагалась зарплата за незаконное порабощение. По этой причине Б-г нынче желал, чтобы Его народ заложил основу своего будующего благосостояния, которое должно быть собрано и освящено им как результат того, что прежние притеснители Израиля ныне признали его моральное превосходство. Отсюда и использование слова נא (в требовании Б-га к Моше и сынам Израиля).
Более того, время истекало. До полудня оставалось только двенадцать часов. Отсюда «Говори, прошу тебя, во всеуслышание народа»: убеждай их, настаивай на том, чтобы они совершили этот шаг. Таким образом, когда Моше еще стоял перед фараоном и фараон угрожал ему смертью, его народ уже готовился к Исходу; и вместе, вождь и его народ, они одержали величайшую моральную победу над прежними поработителями и притеснителями, состоявшую в том, что последние, признавая величие Израиля, ныне ощущали потребность быть великодушными, чтобы хоть отчасти искупить свою вину перед ним. Это поведение египтян подтверждает особенное значение обещания Б-га (Аврааму): «…а после они выйдут с большим имуществом» (Берейшит 15:15).
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«