«И пришел домой делать свою работу».
Берешит (39:11)
Йосеф-праведник был заключенным и даже тогда, когда находился в доме Потифара. Ведь он был бесправным рабом, и стал мишенью для злодейки, которая прилагала все усилия для того, чтобы соблазнить его. Но Йосеф, говорят наши мудрецы, устоял в своей праведности! Она надевала для него утром одежду, которую не надевала вечером, одежду, которую надевала для него вечером, не надевала утром. И говорила ему: «Послушай меня». А он отвечал ей: «Нет!» «Сказала ему: «Я отправлю тебя в тюрьму!» Он отвечал ей: «Всевышний вызволяет узников»! Сказала ему: «Я согну тебя!» Сказал он ей: «Всевышний распрямляет согбенных». Сказала ему: «Я ослеплю тебя!» Ответил он ей: «Всевышний раскрывает глаза слепым». «И не слушал он ее», она дала ему тысячу кикаров серебра, но не хотел слушать ее.
«И было в тот день, и пришел он в дом делать свою работу». Раши приводит слова Гмары: спор между Равом и Шмуэлем – пришел ли он делать работу, возложенную на него, или решил покориться ей – но преодолел себя и убежал.
И задается вопрос: нам приказано судить каждого еврея в сторону оправдания, тем более праведников. Йосеф-праведник двенадцать месяцев подвергался испытаниям, и в конце концов, был вынужден убежать. И говорится о том, что он пришел выполнить свою работу, почему же тогда можно подумать, что он решил согрешить и остановился только в последний момент?
Это и еще: Рамбам пишет, что нет спора между словами агады: и то и другое – слова Б -га живого. Но как понять два разных мнения, как одно?
На самом деле один вопрос объясняет другой: Йосеф устоял от начала до конца. Он пришел в дом, чтобы выполнить работу, возложенную на него. Но то, что он пришел туда, когда никого не было дома, стало для него испытанием. Это разъясняют наши мудрецы в Гмаре (Трактат Бава батра, 57): тот, кто идет в нескромное место, когда есть другой путь, даже если закроет глаза, он – злодей.
Многие родители посылают своих детей в учреждения, обучение в которых не соответствует заповедям Торы. Они говорят: у наших детей есть иммунитет, их вера не пострадает. Может это и верно. Но, по сути, записав детей в опасное место, родители, тем самым, игнорируют опасность того, что под влиянием такой учебы вера их детей может быть подорвана