Вопрос:
Можете ли вы объяснить концепцию еврейского закона, запрещающего начисление процентов? Существует ли какая-нибудь лазейка в законе, позволяющая начислять проценты в еврейских деловых кругах?
Ответ:
Тора утверждает, что запрещено взимать проценты по займу (Ваикра 25:37).
Рамбам комментирует этот отрывок: высшая форма благотворительности — предотвратить обеднение человека, к примеру, предложить займ или работу, вложить средства в бизнес или предоставить другую форму помощи, которая позволит избежать бедности.
Процент при этом запрещён, потому что мы обязаны помогать другим в нужде. Если кто-то крайне нуждается в деньгах для поддержания себя и своей семьи, но при этом он отказывается от принятия благотворительной помощи, мы должны одолжить ему денег, чтобы он не беспокоился о том, что процент может разрушить его будущую жизнь.
«Процент» всегда заключается в том, чтобы возвратить одалживаемое с лихвой. Мало того, что заёмщику запрещается возвращать больше положенного, также он не должен отдавать ничего сверх того, что было получено в результате займа.
А как насчёт бизнес-кредитов?
Представьте себе такую ситуацию, что кто-то захотел заняться бизнесом и нуждается в финансировании. Он может заключить деловую сделку, при которой не гарантируется возврат всей суммы займа. Кредитор принимает на себя риск, как и в случае с какой-нибудь другой сделкой. В глазах кредитора заёмщик просто является агентом для ведения бизнеса (независимо от разделяемой доли). В таких случаях составляется специальный договор, деловой документ — Штар Иска. С примерным текстом можно ознакомиться в Кицур Шульхан Арух, глава 66.
Все банки Израиля пользуются «Штар Иска».
Без каких-либо условий разрешено занимать и одалживать под проценты у нееврея. Вот почему религиозные евреи предпочитают иметь дело с банками, которые принадлежат неевреям.
Некоторые авторитетные раввины говорят, что нет запрета на получение или предоставление процента от предприятия; нельзя налагать проценты в случае, когда имеешь дело с частным лицом. Некоторые идут на это лишь в случае крайней необходимости.
Поскольку законы «процентов» в Торе весьма сложны, в индивидуальных случаях вам следует советоваться с поместным раввином.