Вопрос:
Пожалуйста, скажите, как быть с обещаниями юности, которые остались не выполнены? Часто в юные годы мы обещаем друзьям что-то такое, что потом уже и выполнить невозможно. И как теперь быть? Делать тшуву по каждому обещанию или один раз попросить у Всевышнего прощения за все?
Ответ:
Рабейну Йона пишет, что, если человек обещает своему ближнему сделать какое-то одолжение, он, конечно же, обязан это выполнить. «Ведь, пообещав, — поясняет Рабейну Йона, — он обнадежил человека. И в таком случае, если нарушить обещание, это похоже на обман». Далее он пишет: «Такой подобен нарушающему союз, как сказано (Цфания, 3:13): “Оставшиеся из Исраэля не сделают несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана”.».
Поэтому, если человек направо и налево раздавал всевозможные обещания, а потом их не выполнял, несомненно, ему следует сделать тшуву – раскаяться в этом и твердо решить не поступать таким образом в дальнейшем.
А делать тшуву по каждому отдельному случаю необходимости нет.
Все сказанное относится к такого рода ситуациям, когда, давая обещания, человек намеривался их выполнить, но позже по какой-то причине передумал.
Если же, как пишет Рабейну Йона, обещая что-либо, человек вовсе не намеривался выполнять обещанное, то это гораздо хуже. Про такого сказано: «Береги язык свой от зла, уста свои от обмана» (Теилим, 34:14).
Поэтому тот, кто привык обещать, не намереваясь выполнять это, должен глубоко раскаяться в таких своих поступках, в еще более серьезной форме и педантично оберегаться от подобных вещей впредь.
Однако, если, обещая, человек намеревался выполнить обещанное, а позже произошло что-то, из-за чего у него не стало возможности это выполнить, тогда нет никакого нарушения, поэтому человек не должен делать тшуву.
Важно знать, что, если человек обещает сделать что-то, что связано с мицвой (к примеру, дать цдаку бедному), такое обещание считается обетом, а, если давший обет не может выполнить данное слово, ему уже придется сделать атарат недарим — аннулирование обетов.