«Если будете следовать моим законам — то вовремя дам вам дожди».
Рамхаль пишет в книге Даат Твунот, что первый человек мог исправить мир за одно мгновение. Без затрат времени, мучений и испытаний. Мир должен был быть полностью исправлен мгновенно, и тогда не нужна была бы история, полная страданий и изматывающих задержек. Но был грех. И реальность изменилась. Шесть тысяч лет — именно столько отпущено нам на исправление.
Значит мир, полный ожидания, мир, каким мы его знаем — это следствие проступка. И понятие «ждать» тоже не из идеальной Вселенной. Ожидание родом из греха.
Рабейну Йерухам из Мира объясняет, что нет никакой причины, чтобы семя, брошенное в землю, не выросло сразу. Ведь оно готово расти, а земля готова выращивать — за чем же стало дело?
«В поте лица ешь свой хлеб»
Человек был проклят не столько тяжелым трудом, сколько Великим Замедлением. На все стало нужно тратить время, мир стал непослушным — и это непослушание стало проявляться в тягучести, бесконечных препонах на пути осуществления планов человека.
Можно заметить интересную тенденцию — прогресс человечества направлен именно на исправление этого замедления. Быстрее и эффективнее — девиз нашего века. Переход от голубиной почты к электронной, а потом и к мессенджерам, не может не впечатлять. Как будто человек чувствует, что время — это его слабость. Транспорт, медицина, агрономия, связь — любой отрасли необходима в первую очередь скорость.
Но добивается ли человечество поставленной цели? Становится ли у нас больше времени? Достигаем ли мы большего в своей жизни? Или же в погоне за «здесь и сейчас» мы упускаем что-то более важное?
Естественный мир — это очень быстрый мир.
Именно наш духовный уровень является причиной его замедления. «А если будете враждебны Мне», таков канонический перевод. Однако Онкелос переводит этот стих как «если будете тяжелы со Мной», а согласно Раши это следует понимать как «если будете непостоянны со Мной». Все объяснения схожи, говорит рабейну Йерухам — когда человек тяжелый, неподъемный, ничего не хотящий, его поступки будут чем-то временным, одноразовым.
Но если человека переполняет энтузиазм, жгучее желание действовать, он легок и постоянен. Он близок ко Вс-вышнему, он естественен, он быстрее добивается поставленных целей. Там, где меньше греха, абсолютно все происходит быстрее. Как будто близкого к Творцу человека окружает более прозрачный воздух, ему легче двигаться. Мимолетность замедляет время, постоянство — ускоряет. Одной из основных черт праведника является постоянство.
Неудивительно, что дождь идет вовремя, если евреи соблюдают Тору. Ведь чем больше Торы и заповедей, тем легче нам живется и свободнее дышится. А задуманное сбывается с завидной скоростью.
Шабат шалом!
Рав Элиэзер Райхман